Третий пакет помощи Греции - хорош, содержателен, амбициозен и всеохватывающ. Это довольно детальный проект действий, особенно на ближайшие месяцы. Зато более отдалённые по времени действия определены в виде целей и общих действий, где совершение конкретного выбора поставлено в частичную или полную зависимость от предшествующего анализа ситуацииб считает экономист Марис Лаури.
- Марис Лаури
экономист, Партия реформ
Охвачены все сферы, давящие на экономику и бюджет Греции: уменьшение бюрократии, улучшение сбора налогов, уничтожение кумовства и коррупции, раскрытие экономической деятельности, более справедливое распределение прав и обязанностей и пр. Важно и то, что на этот раз в качестве существенных и первостепенных определены действия, которыми не стремилось заниматься предшествующее правительство Греции - рационализация госаппарата, уменьшение бюрократии, искоренение кумовства. В программе заложено укрепление Налогового департамента, судебных ведомств, Департамента статистики, надзора за банками, передача им более чётких полномочий, исключение вмешательства правительства.
Благодаря осуществляемым реформам у экономики Греции откроется второе дыхание. В случае успеха Греция получит возможность быстрее планируемого сократить свою задолженность и понизить налоговые ставки (ведь их величина связана с тем, что многие не платят налогов) без отрицательного влияния на состояние бюджета. Экономические прогнозы всегда составляются на основании прошлого, но если в значительной мере изменить общество, то изменятся и существовавшие связи. Именно по этой причине я и утверждаю, что если провести в Греции планируемые реформы, то результат будет существенно лучше прогнозов.
Но тут есть одно большое «но» - реализует ли Греция реформы?
Прошлое у этого примера не самое лучшее, ближайшее прошлое удручающе. Мы видели как поднимающаяся экономика и бюджет Греции оказались практически на грани катастрофы.
Причины: идеологическая жёсткость, незнание экономических процессов и вера в свою уникальность, на основании чего от других стран требовали невозможного, то есть, списания долгов, и желание нескольких влиятельных лиц довести Грецию до выхода из еврозоны и даже из ЕС. Полугодовой результат работы предыдущего правительства можно оценить в денежном выражении: минус в размере десятков миллиардов евро в бюджете и сотен миллиардов евро в экономике. Такому правительству невозможно доверять. Многие греки осознали, что дела идут не так, как они бы хотели, и что правительство Ципраса также солгало. Невозможно сказать, в какой степени на самом деле изменилась точка зрения Ципраса, но, по крайней мере, в его поведении и словах произошёл кардинальный поворот.
Во многих семьях есть своя паршивая овца – человек, который своей упёртостью создаёт проблемы себе и другим. Ему стараются помочь, но он отказывается от помощи, уверенный, что знает всё лучше всех. Когда же дела становятся совсем плохими, эта паршивая овца снова и снова идёт к родственникам за помощью. Откажемся ли мы? Сколько раз мы уже помогали, и когда настанет момент, когда мы махнём рукой? Тем, кто с таким в жизни не сталкивался, трудно понять, почему такому члену семьи помогают. Столь же сложно определить границу, после которой больше никто не придёт на помощь.
Для меня Греция является паршивой овцой Европы. Страна дошла до того предела, после которого помощь больше не окажут. Но… Греция сказала, что на этот раз она готова меняться. Думаю, ей можно дать ещё один шанс. Почему?
Потому что, выбирая зимой новую власть, греки сделали ещё худший выбор. Они надеялись на улучшения, но не получили их. Будем честны - предшествующие власти допустили разгул бюрократии, коррупции и кумовства и не стремились их искоренить. Они не говорили народу о том, в каком состоянии находится бюджет, экономика Греции, какие есть решения и каковы их последствия. Люди ждали перемен, но «старые власти» не смогли ничего предложить – или предлагали, но неубедительно, поскольку не сумели показать, что перевоспитались (лучшим доказательством была бы именно борьба с коррупцией и бюрократией) – и результатом стала новая власть. Выбор оказался ещё хуже, но до последних выборов значительная часть греков не хотела в это верить – хотели «отомстить» старым, хотели верить в красивую жизнь, которая наступит безо всяких усилий.
Несомненно, какая-то часть греческого общества поумнела, но сейчас никто не может сказать, достаточно ли она большая. Насколько глубоко греки осознали суть проблем? Этого опять нельзя сказать. Но что-то всё же изменилось. Именно поэтому «паршивой овце» нужно дать шанс. Вероятно, последний шанс.
Путь есть, он может быть не очень приятным, но решение о том, чтобы по нему иди, должны принять сами греки. Мы должны дать им возможность.
Марис Лаури
экономист, Партия реформ
Похожие статьи
Вчера на парламентских выборах в Греции победила партия Алексиса Ципраса - Syriza.
Решение греческого кризиса требует неразумно больших ресурсов, считает член финансовой комиссии Рийгикогу Айвар Сыэрд (Партия реформ).
На рынке недвижимости есть целый ряд интересных стран и городов, в которых эстонским инвесторам рады. Хорошим примером этого является Дубай. Благодаря быстрому росту и увеличившемуся населению, этот город является весьма привлекательным для инвесторов, отмечает Сандерс Скорик, руководитель компании Skover Kinnisvara OÜ.