Греки не должны были брать в долг у европейских налогоплательщиков, если при этом они не могли оплатить уже имеющиеся долги, пишет ставший легендарным министр финансов Греции Янис Варуфакис.
- Министр финансов Греции Яннис Варуфакис Foto: Bloomberg
Недавно немецкий телеканал показывал отредактированную видеозапись со мной, сделанную до того, как я стал министром финансов Греции. Там я приветствовал его страну средним пальцем. Кризис показал, какое значение может иметь подобный предполагаемый жест, особенно в трудные времена. Видео не вызвало бы такой суматохи до финансового кризиса 2008 года, который разоблачил недостатки Европейского валютного союза и настроил самодостаточные страны друг против друга.
Когда в начале 2010 года правительство Греции больше не могло отдавать свои долги французским, немецким и греческим банкам и собиралось брать новый огромный кредит у европейских налогоплательщиков, я выступал против этого плана. Я указывал три причины.
Во-первых, новые кредиты не столько представляли собой план спасения Греции, сколько это был циничный перевод частных потерь с банковских балансов на плечи наиболее уязвимых граждан Греции. Сколько налогоплательщиков Европы, которые оплатили счета этих кредитов, знают, что более 90% из €240 миллиардов, которые заняла Греция, ушли к финансовым учреждениям, а не к греческому государству или его людям?
Во-вторых, было очевидно, что если Греция уже не сможет погасить свои уже имеющиеся кредиты, условия жесткой экономии, на которых основывался план “спасения”, раздавили бы греческие номинальные доходы. Это бы сделало выплату госдолга еще более невозможной. Было понятно, что если греки не смогут больше платить по своим громадным долгам, немецким и другим европейским налогоплательщикам придется снова вмешаться. (Богатые греки, конечно, уже перевели свои вклады в финансовые центры, такие как Франкфурт и Лондон).
И наконец, сплоченность еврозоны будет подорвана, если вводить в заблуждение другие страны, представляя план спасения банков как акт “солидарности”, при этом будучи не в состоянии помочь простым грекам. Немцы отвернулись от греков; греки отвернулись от немцев; и, поскольку все больше стран столкнулись с финансовыми трудностями, Европа отвернулась от самой себя.
Дело в том, что Греция не имела права брать кредит у немецких - или любых других европейских - налогоплательщиков в то время, когда государственный долг был неустойчивым. Прежде чем брать любые кредиты, Греция должна была инициировать реструктуризацию задолженности и подвергнуться частичному дефолту по задолженности перед своими кредиторами из частного сектора. Но этот “радикальный” аргумент в то время был в значительной степени проигнорирован.
Также европейские граждане должны были потребовать от своих правительств отказа даже рассматривать вопрос о возложении на них потерь частного сектора. Но они не смогли этого сделать.
Результатом стал крупнейший кредит в истории, гарантированный налогоплательщиками, с условием, что Греция проведет настолько строгую политику экономии, что в результате ее граждане потеряли четверть своих доходов, что делает невозможным погашение частных или государственных долгов. Последовавший за этим - и продолжающийся до сих пор - гуманитарный кризис был трагическим.
Спустя пять лет после выдачи первой финансовой помощи Греция остается в состоянии кризиса. Враждебность между европейцами достигла пика - в частности, между греками и немцами, доходя до показного взаимного перекладывания вины и открытого противостояния.
Эти взаимные обвинения, идут на пользу только врагам Европы. Это должно прекратиться. Только тогда Греция сможет - при поддержке своих европейских партнеров, которые разделяют интерес по восстановлению ее экономики - сконцентрироваться на внедрении эффективных реформ и политик, способствующих росту. Наконец, это нужно для того, чтобы привести Грецию в состояние, когда она может погасить свои долги и выполнить свои обязательства перед своими гражданами.
С практической точки зрения, соглашение Еврогруппы 20 февраля, по которому скрок погашения кредита продлевается на 4 месяца, предлагает существенную возможность для прогресса. Оно должно быть реализовано немедленно.
В долгосрочной перспективе европейские лидеры должны работать вместе, чтобы перестроить валютный союз так, чтобы он поддерживал общее процветание, а не разжигание взаимных обид. Это - сложная задача. Но этого можно достичь только с сильным чувством цели, с единым подходом и, возможно, при помощи пары дружелюбных жестов.
www.project-syndicate.org
Янис Варуфакис
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Греция и её кредиторы до сих пор так и не смогли добиться прогресса в переговорах относительно плана экономических реформ страны, и большинство экспертов считает невозможным достижение сторонами соглашения на встрече министров финансов еврозоны на этой неделе.
Знаменитый инвестор Марк Мобиус высказал в интервью греческому изданию Naftemporiki уверенность в том, что Греция останется в составе еврозоны.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.