Строительные компании на Северо-Востоке ориентированы, в основном, на местных заказчиков. Они не могут выигрывать государственные и даже крупные муниципальные тендеры, которые в этом регионе получают компании из Таллинна и Тарту.
- Местные фирмы, которым не нужно везти рабочих и технику издалека, могли бы выполнить многие работы быстрее и дешевле, но есть нюансы. Foto: Николай Андреев
Причина проста: у крупных фирм есть история крупных завершенных заказов и большой оборот, на которые смотрят Riigi Kinnisvara и другие организаторы госпоставок. Но некоторые партнеры считают, что проблема состоит и в манере работы ида-вируских фирм.
При этом часть местных компаний выступает субподрядчиком у таллиннцев и тартусцев, а часть, наоборот, избегает сотрудничества с ними.
Требования госпоставки отсекают местные фирмы
В Нарве сейчас строят две госгимназии и муниципальный детский сад, почти полностью перестраивают Кесклиннаскую школу, сносят несколько муниципальных зданий. Есть муниципальные и государственные заказы и в соседних городах. Но в большинстве случаев местные компании не имеют права участвовать в конкурсах госпоставки.
На одном из этих объектов залоговая сумма должна была составлять два миллиона евро. Ну скажите, где нарвская фирма может взять такую сумму?
Юрий Барков
руководитель строительной компании Vant
«Все эти большие объекты – на них при проведении тендеров заранее ставятся условия, из-за которых мы не можем участвовать. Мы пытаемся делать с кем-то совместные предложения, но тоже ничего не получается», – рассказал руководитель одной из крупнейших в Нарве строительных компаний Vant Юрий Барков.
«Простой пример – на одном из этих объектов залоговая сумма должна была составлять два миллиона евро. Ну скажите, где нарвская фирма может взять такую сумму? Еще условие: нужны объекты, построенные за последние три года, стоимостью 15 млн евро. Откуда у нас столько? Мы, естественно, смотрим всю тендерную документацию, но даже не можем подать заявку», – пояснил он.
В мае советник по развитию горуправы Силламяэ Аллен Аллет, рассказывая ДВ о строительстве велодорожки от приморского променада, также упомянул об этой проблеме. По его мнению, местные фирмы, которым не нужно везти рабочих и технику издалека, могли бы выполнить многие работы быстрее и дешевле, но закон требует устанавливать к конкурсам условия, которым эти фирмы не соответствуют.
- Как показывает практика нарвских фирм, в случае крупных по местным меркам проектов и совместные предложения не соответствуют требованиям. Foto: Николай Андреев
Riigi Kinnisvara, который является заказчиком самых крупных строек в регионе, не считает это проблемой:
«При государственных закупках к компаниям устанавливаются минимальные требования по сложности и объему объекта закупки, чтобы гарантировать способность участника конкурса выполнить обязательства, взятые на себя договором о закупке», – прокомментировала ситуацию руководитель Riigi Kinnisvara по связям с общественностью Аннели Йыгева.
«У небольших фирм есть возможность делать совместные заявки на государственные закупки и тем самым гарантировать минимальные требования, предъявляемые к закупкам», – добавила она.
Однако, как показывает практика нарвских фирм, в случае крупных по местным меркам проектов, например, госгимназий, и совместные предложения не соответствуют требованиям.
«Предприниматели Ида-Вирумаа не обращались к Riigi Kinnisvara с этим вопросом или замечанием, но мы всегда готовы обсудить предложения», – прокомментировала Аннели Йыгева.
Не хотят быть на подхвате
Фирмы с меньшим оборотом могут участвовать в больших стройках в качестве субподрядчиков, но часть компаний избегает такой работы.
«Мы не работаем на таких объектах, мы сконцентрировались на квартирных товариществах. Принципиально не берем субподряды, плохие слухи про них ходят, поэтому в таких стройках не хотим участвовать», – рассказал владелец нарвской строительной компании Mirstart Мирон Хомяков.
По словам Дмитрия Федорова, у силламяэской компании Katuse ABC, которой он руководит, есть своя ниша на рынке, где компания сама является генподрядчиком – это тоже работы для местных КТ.
«Не интересно, честно говоря, идти работать на субподряде под таллиннскую фирму. Таллиннская фирма выигрывает объект, выжимает из него все, что можно, а какие-то крохи достаются субподрядчикам. Работать на пределе сил, при очень жестких требованиях на гособъектах – не интересно. Но мы общаемся с другими строительными фирмами, в том числе в Нарве, в Силламяэ. Требования на таких объектах достаточно высокие, и штрафные санкции тоже. Но кто-то берет работу от таллиннских фирм», – сказал он.
Привыкли работать с друзьями, не с партнерами
Юло Олдер, председатель правления компании Nordlin Ehitus OÜ, которая строит в Нарве новое здание Эстонской школы, в свою очередь говорит, что доволен не всеми местными субподрядчиками.
Люди привыкли работать, прямо скажем, с друзьями. Между собой договоримся, будет готово, когда будет… Более-менее так в Нарве происходит.
Марек Тоби
руководитель компании Narva Metall
«Мы привлекали партнеров и строительные компании из Ида-Вирумаа. В значительной степени они не отличаются от компаний в других регионах Эстонии, – заметил он. – Есть фирмы, которые хорошо делают свою работу, но, к сожалению, есть и примеры обратного. У нас сложилось хорошее сотрудничество с несколькими фирмами в этом регионе, и мы также работаем с ними на других наших объектах».
Один из субподрядчиков Nordlin Ehitus на строительстве Эстонской школы в Нарве – компания Narva Metall, которая производит и монтирует металлоконструкции. Ее руководитель Марек Тоби считает, что главная причина, по которой местные фирмы не хотят быть субподрядчиками крупных компаний – неумение нормировать, делать ценовые предложения:
«Люди привыкли работать, прямо скажем, с друзьями. Между собой договоримся, будет готово, когда будет… Более-менее так в Нарве происходит. А если приходит компания из Таллинна или Тарту, там уже нужна конкретика. Ценовые предложения надо придумать самому, никто не скажет, что за какую цену нужно делать. Есть конкурс, на котором ты должен сделать фирме свое предложение, сделать калькуляцию, для этого нужны мозги и опыт, – заметил он. – Я думаю, самая большая причина в этом. Скорее всего, они ошибаются с ценами, потом оказывается, что у них нет денег. Если человек неправильно все рассчитал, это значит, что у него на все уйдет больше времени, он не успеет сделать все вовремя, и начинаются проблемы».
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Тратить деньги на проекты, которые звучат круто, но не имеют реального, коммерческого спроса, неразумно и непродуктивно. Это пустая трата времени, ресурсов и человеческих надежд, пишет доктор экономических наук, ассоциированный профессор Stockholm School of Economics Петер Зашев.
В апреле, когда KredEx впервые распределял пособие на комплексное повышение энергоэффективности квартирных домов, из Ида-Вирумаа не поступило ни одного ходатайства. Полностью реновировать дома здесь не готовы – это дорого и зачастую просто невыгодно.
Департамент конкуренции утвердил цену Narva Soojusvõrk – с 1 сентября цена на центральное отопление для конечного потребителя в Нарве составит 73,35 евро/МВтч без НДС. Это означает, что цена вырастет вдвое.
Кристель Ларин и Дмитрий Иголкин познакомились в скейт-парке еще подростками. Почувствовав, что в строительстве инфраструктуры для уличного спорта грядет бум, они основали собственное производство, быстро выросшее в успешную международную компанию.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.