Итоги парламентских выборов в Ида-Вирумаа для многих стали шоком, но возникли они не на пустом месте. Что, наконец, должен сделать Таллинн, чтобы Ида-Вирумаа перестал быть протестным регионом и почувствовал себя благополучной частью Эстонии?
Об этом мы спросили у людей, которые хорошо знают ситуацию в регионе и настроения его жителей.
«Коалиция абсолютно игнорировала интересы региона»
Вадим Орлов, руководитель Нарвского промышленного парка, кандидат от Партии реформ
- Вадим Орлов: дом-то уже горит, надо тушить пожар, а не красоваться. Foto: Личный архив
Причина таких результатов – отсутствие внимания к региону, антирусская риторика, которая была настолько неуклюжа, что её почувствовали на себе и лояльные, законопослушные русскоговорящие налогоплательщики. На мой взгляд, очень важно было со стороны государства не пытаться силовыми методами показывать, кто в регионе хозяин, а вести диалог, договариваться.
Результаты выборов – очень чёткое свидетельство того, что последняя правящая коалиция под давлением Isamaa абсолютно игнорировала интересы русскоговорящих жителей региона.
Теперь нужна длительная работа, которая состоит, на мой взгляд, из двух основных частей.
Первое – это, безусловно, попытка выстроить диалог, который в прошлом году не получился. Это разъяснительная работа, не принятие решений волюнтаристским способом с позиции сильного, а всё-таки процесс обсуждения. Если появляются мысли кого-то существенно ограничить в правах, то сначала надо очень чётко разъяснять, почему это надо делать.
Необходимо, чтобы сюда больше приезжали политики из правящих партий, разъясняли свою позицию, строили диалог.
И, конечно же, это развитие русскоговорящих СМИ, чтобы у жителей региона было больше возможностей на русском языке услышать те исходные вещи, на базе которых принимаются изменения в законодательстве. Чтобы люди не чувствовали, что идёт ограничение их прав, и непонятно в угоду кому. То есть, чтобы русскоязычные услышали эстоноговорящую часть Эстонии.
И второе направление – это, конечно же, присутствие государства в регионе в виде очень конкретных инвестиций, чтобы уровень жизни в регионе стал значительно лучше.
На мой взгляд, если правящие партии не будут уделять внимание этому региону, то все переговоры, которые они сейчас ведут о формировании коалиции, будут похожи на пирушку в горящем доме.
Дом-то уже горит, надо тушить пожар, а не красоваться. Потому что через 2,5 года мы получим здесь местную власть во главе с Айво Петерсоном и ещё неизвестно кем, которая проведёт референдум, а не стоит ли нам создать какую-нибудь Принаровскую республику?
Это очень серьёзный вызов, вопрос национальной безопасности. Приоритет региона должен быть наивысшим. Если на коалиционных переговорах жители региона Ида-Вирумаа этого не услышат, то на следующих муниципальных выборах власть перейдёт к радикалам – и всё, будет референдум за отделение.
«Протестные» выборы
На выборах в Ида-Вирумаа большую поддержку получили кандидаты, которых аналитики и политики крупных партий окрестили «протестными». На первом месте по голосам – Михаил Стальнухин, ранее исключенный из Центристской партии после того, как назвал «фашистами» тех, кто снял памятные плиты с Петровской площади. А один из лидеров движения Koos Айво Петерсон, прославившийся выступлениями в передачах Владимира Соловьева и поездкой в Донецк, теперь пользуется в регионе большим доверием, чем евродепутат Яна Тоом.
«Обычная эстонская деревня выглядит лучше, чем города в Ида-Вирумаа»
Дарья Боярова, специалист по маркетингу
- Дарья Боярова: сюда хотят привлечь молодых специалистов, но цены на коммуналку в Кохтла-Ярве практически догнали таллиннские. Foto: Анастасия Волкова
Почему результаты выборов такие, наверное, должны разбираться политологи. Но результат действительно шокировал. Я думаю, шокировал и либералов, и консерваторов. Есть версия, что это протестная история, буквально «баба Яга против». Что Ида-Вирумаа таким образом показал недовольство, что мало внимания уделяли региону.
А что можно сделать - это сложный вопрос. Первое, что нужно – говорить. Нужно понять корни этих настроений и делать выводы.
Очень правильно во всех дебатах отмечали, что из Ида-Вирумаа очень много берут и очень мало возвращают обратно.
Поэтому на фоне остальной Эстонии мы выглядим не самым привлекательным образом. Если уехать в какую-нибудь эстонскую деревню в том же Рапламаа – это же практически Швейцария. Там всё прекрасно выглядит, там хорошая инфраструктура. Обычная эстонская деревня выглядит лучше, чем города в Ида-Вирумаа. Можно сетовать, что муниципальные власти у нас такие. Но не всё от них зависит.
В Кохтла-Ярве строят предприятие за предприятием, люди жалуются на плохой воздух, на плохой запах. Сюда хотят привлечь молодых специалистов, но цены на коммуналку в Кохтла-Ярве практически догнали таллиннские. Всё ли тут зависит от муниципальных властей, которые мы выбираем? На цены на газ и электричество они не влияют, на экологическую обстановку, которая у нас ухудшается, они тоже никак не влияют.
«Люди, которые знают эстонский на С1, все равно считают, что они здесь заперты»
Антон Осиповский, маркетолог, специалист по связям с общественностью
- Антон Осиповский: люди говорят – да, в Ида-Вирумаа мы как будто изолированы, заперты, здесь «стеклянная стена» для развития. Foto: Mari Arnover
Первая часть людей как голосовали раньше, так голосовали и теперь. Это консервативная аудитория. Вторая часть – люди, которые проголосовали за обещания, которые услышали. Это аудитория, которая, может быть, не столь консервативна и готова была проголосовать за новых кандидатов, но при этом хотела получить то ценностное предложение, которое соответствует их ожиданиям. Поэтому Айво Петерсон показал такой результат.
И третья часть: остальные кандидаты просто выступили достаточно размыто – они меньше коммуницировали, генерировали меньше контента. И, как показали выборы, все они для избирателя были одинаковыми.
Что теперь делать? Повышать уровень благосостояния и создавать единую среду.
Мы делаем опросы, исследования, и мы видим, что ощущение безнадёжности есть у довольно большой части населения в регионе. Если эти цифры колышутся около 30 процентов, это уже не сигнал, это уже происшествие. Мы видим отток людей из региона, и это не новость. Но в чём причина этого оттока? В ощущении отсутствия перспектив здесь. А с чем связано это ощущение? С отсутствием единой среды. Когда мы делаем исследования, люди говорят: да, в Ида-Вирумаа мы как будто изолированы, заперты, здесь «стеклянная стена» для развития.
С одной стороны, причина на поверхности – язык. С другой стороны, это встречное движение. Нельзя сказать, что люди себя заперли, потому что язык не изучают. Люди, которые знают язык на С1 или являются носителями эстонского, всё равно считают, что они здесь заперты, у них тоже есть ощущение безнадёжности.
Вот и получается результат, который называют протестным. Хотя почему? Он был бы протестным, если бы голосовали за партию, которая предлагает Конституцию изменить и государственный строй переформировать. А когда голосование идёт за партии, которые допущены на выборы, ведут пропаганду в соответствии с законом – это называется демократическое голосование. Вот у нас прошло демократическое голосование, и оно показало, какими вопросами не удовлетворено местное население.
Другой вопрос, что если эти вопросы решить, как хочет местное население, будет ли Ида-Вирумаа благополучной частью Эстонии? Может быть, вся остальная Эстония тогда станет «неблагополучной»? У нас до сих пор не появилось общих ценностей для каждого жителя страны (а не только гражданина), нет ценностных предложений для жителей региона, интеграция идёт полным ходом уже 30 лет, но результаты мы видели на прошедших выборах.
«Очень просто и удобно назначить кого-то глупым и подверженным пропаганде»
Валерия Лаврова, организатор публичных обсуждений Bazar
- Валерия Лаврова: вопрос ко всем нам, что мы считаем эстонским обществом, и кто кого туда хочет включать или не включать. Foto: Личный архив
Причина – проблемы долгосрочной коммуникации, которые ярко проявились во время кризиса. Нерешенные обиды с обеих сторон, отсутствие системы, платформы или практики для постоянного диалога и адекватного сотрудничества.
В последний год было много эмоций и со стороны государства, и со стороны жителей региона. Резкие кризисные решения, но, увы, без нормальных объяснений «до», без внятных обсуждений «во время» и игнорирование проблемы «после». Это и снос памятников, и изменение системы образования, и вопросы, связанные с негражданами. А теперь ещё и итоги выборов.
Очень просто и удобно назначить кого-то «глупым и подверженным пропаганде», а не искать ошибки в коммуникации и прошлых решениях. Но всем необходимо признать проблему, что две общины плохо знакомы и не понимают друг друга. И это надо решать, а не прятать «под ковер».
Что надо делать, чтобы изменить это? Системно выполнять всё то, что годами написано в программных документах государства – программе интеграции, программе «Сплоченная Эстония 2030» и куче отдельных планов по Ида-Вирумаа.
Пока же каждое новое правительство составляет свой новый гениальный план по спасению региона, потом долго ищут деньги на реализацию (вместо того, чтобы просто справедливо вернуть региону деньги от добычи природных ресурсов), а потом опять случаются выборы, и начинают писать новые планы.
И второе, очень важное, - надо просто разговаривать с людьми. Слушать и слышать людей, их мнения, боли и радости. Говорить и объяснять самим свои чувства, мысли и ценности. Мы этим и отличаемся от животных, что у нас есть мышление и членораздельная речь. Да, это требует времени, сил, человеческих и финансовых ресурсов. Но продолжать молчать, требовать изменений от других и удивляться, что «так не работает», дальше невозможно.
Огромное количество раз я поднимала вопрос об образовании взрослых в регионе, о том, что многие люди не знают, как и что устроено в государстве, отсутствуют базовые знания о многих общественных и гражданских процессах в Эстонии.
Это не про «умность» людей, а про их включенность в жизнь общества. И тут уж вопрос ко всем нам, что мы считаем эстонским обществом, и кто кого туда хочет включать или не включать.
Похожие статьи
Депутат европарламента Яна Тоом поделилась своими впечатлениями от результатов парламентских выборов в Ида-Вирумаа, где больше всех голосов набрали Михаил Стальнухин и член Объединенной левой партии Айво Петерсон.
Результаты выборов в Ида-Вирумаа обескураживают и наглядно демонстрируют: регион живет совершенно не в той реальности, в которой живет остальная Эстония. Коалиционные партии должны задуматься о том, почему так произошло, и решить этот вопрос до муниципальных выборов, которые пройдут через два с половиной года.
Объединенная левая партия пошла на выборы в Рийгикогу единым списком с движением Koos и получила 14 тысяч голосов. Этого недостаточно, чтобы пройти в парламент, но лидер «левых» Игорь Розенфельд считает это лучшим результатом за последние 10 лет. При этом он признается, что был вынужден сотрудничать с Koos, т.к. у его партии не было денег.
Основные причины, по которым независимый кандидат Михаил Стальнухин и Айво Петерсон, баллотировавшийся по списку Объединенной левой партии Эстонии, получили большую поддержку в Ида-Вирумаа, кроются в недовольстве и протесте, сказала мэр Нарвы Катри Райк в интервью радио Äripäev.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.