Результаты выборов в Ида-Вирумаа обескураживают и наглядно демонстрируют: регион живет совершенно не в той реальности, в которой живет остальная Эстония. Коалиционные партии должны задуматься о том, почему так произошло, и решить этот вопрос до муниципальных выборов, которые пройдут через два с половиной года.
- Олеся Лагашина Foto: Andras Kralla
Тройка победителей в пограничном уезде радикально отличается от картины по стране: если бы правительство формировалось с учетом исключительно ида-вируских голосов, Эстонией управляли бы сильно подрастерявшие голоса центристы, Объединенная левая партия и независимый кандидат Михаил Стальнухин. Нетрудно представить себе, какая картина сложилась бы, если бы право голоса на парламентских выборах имели обладатели серых и российских паспортов.
Главным проигравшим в Нарве стала «Ээсти 200», показавшая в регионе слабый результат, хотя именно с ней связывали надежды на вовлечение нарвитян в эстонский политический мейнстрим. Возможно, партии больно аукнулись летние камлания вокруг танка, которые часть политически активного населения расценила, как плевок в лицо и игнорирование политической воли местных жителей.
Нельзя недооценивать и теснейшие связи региона с Россией: многие из проголосовавших за Айво Петерсона таким образом голосовали «за мир» с государством-агрессором, которое, очевидно, таковым для них не является. Что столь очевидная поддержка РФ при крайне неблагоприятных обстоятельствах может грозить тем, что регион окажется на военной передовой, в головах этих граждан, видимо, просто не умещается.
Выигравшей в этой ситуации оказалась решившая не баллотироваться мэр Нарвы Катри Райк, которой таким образом удалось продемонстрировать свое несогласие с пренебрежительным поведением Тоомпеа по отношению к нарвитянам и сохранить свою репутацию болеющего за местных жителей политика, не проигравшего выборы.
Это может оказаться ценным на предстоящих муниципальных выборах: Эстонии нужен мощный противовес откровенно прокремлевской политической силе Koos/Левой партии, которая с помощью государственного финансирования и, возможно, разыгрывая роль жертвы политических преследований, вполне может укрепить свои позиции.
Следует отметить, что так называемые русские партии не блистали на эстонской политической арене последние двадцать с лишним лет, и то, что именно сейчас вполне мейнстримные центристы, до сих пор державшие эту часть населения под своим контролем, значительно утратили влияние на электорат – опасный сигнал.
Проще всего новой коалиции было бы предотвратить потенциальный приход к власти в Ида-Вирумаа левых прокремлевских популистов, загодя проведя в парламенте закон о лишении серопаспортников и российских граждан права голоса на местных выборах. При нынешнем раскладе голосов в парламенте сделать это было бы не слишком трудно. Но это означало бы снова переехать через местных избирателей, навязав им из столицы свою политическую волю.
Подобный «силовой» вариант был бы наиболее дешевым, однако не решил бы существующих проблем и никоим образом не увеличил бы лояльность русскоязычных жителей эстонскому государству. Хватит ли реформистам и их партнерам ума, чтобы не восстановить значительную часть населения против эстонского мейнстрима, – очень сомнительный вопрос. Да, лишение неграждан права голоса в том числе расчистило бы реформистам и «Ээсти 200» путь в таллиннскую мэрию, но это было бы крайне негативно воспринято многими русскоязычными избирателями и имело бы свои последствия.
Учитывая традиционное высокомерие реформистов и их электората, заведомо рассматривающих нетрадиционно ориентированных избирателей исключительно как оболваненных люмпенов, представляющих угрозу для государства, шансов на государственную мудрость в этом вопросе, кажется, не очень много.
Отдельный вопрос теперь состоит и в том, какую ответственность должен нести один из лидеров Koos Айво Петерсон за свою впечатляющую поездку в Донбасс и откровенное подыгрывание российской пропаганде. Даже лидер левых Игорь Розенфельд, благодаря которому прокремлевское движение пролезло на выборы, был вынужден признать, что поездка в оккупированный Донецк и выступление в передаче у Соловьева выходит за рамки их договоренностей и «не способствует дальнейшим отношениям». Как теперь будет выворачиваться глава сравнительно нищей партии, добившейся благодаря Петерсону успеха и государственной финансовой поддержки, которые ей и не снились, – тоже вопрос.
Победившим на выборах партиям недолго придется почивать на лаврах: визионерам, не имевшим опыта госуправления, придется иметь дело с реальными цифрами и реальными текущими потребностями, опытным управленцам придется искать источники покрытия для своих недешевых обещаний, а мейнстримным партиям в целом, претендующим на сердца русскоязычных избирателей, предстоит изобрести что-то такое, что можно предложить им взамен уже утраченной русской школы и невозможного в текущих условиях мира с государством-агрессором.
Похожие статьи
В час ночи на последнем избирательном участке были подсчитаны голоса и окончательно подтверждена убедительная победа Партии реформ, получившей 37 мест в парламенте.
По мнению политиков, на предстоящих парламентских выборах с большой долей вероятности победит Партия реформ, которая уже в ночь на понедельник приступит к формированию новой правящей коалиции. При этом ключевую роль в коалиционных переговорах, скорей всего, будут играть не реформисты и даже не Isamaa, а Центристская партия.
После оглашения результатов электронного голосования у участников вечеринки EKRE полностью пропало настроение.
Результаты выборов обязательно преподнесут какие-нибудь сюрпризы, считает реформист Урмас Паэт. «Надеюсь, все же хорошие сюрпризы», – добавляет он.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.