13 января Юри Ратас, возглавлявший два правительства подряд, объявил о своей отставке. Президент утвердила кандидатом в премьер-министры Каю Каллас, после чего Партия реформ начала переговоры с Центристской партией о формировании нового правительства. Сегодня президент утвердила в должности кабинет Каллас. "Деловые Ведомости" выяснили у предпринимателей, чего они ждут от новой коалиции и нового правительства.
- Владимир Либман, председатель правления PAEKIVITOODETE TEHASE OÜ Foto: Julia-Maria Linna
Как считает владелец крупнейшего в Эстонии предприятия по производству щебня Paekivitoodete Tehase OÜ Владимир Либман, в своем стремлении всеми силами перейти на возобновляемые источники энергии новое правительство не должно забывать об имеющихся в стране природных и профессиональных ресурсах. "Нужно решить наконец вопрос о независимой эстонской энергетике", - призывает Либман.
Еще во времена, когда руководителями партий были Сависаар и Каллас–старший, я говорил, что лучшая коалиция, которая может быть в Эстонии – это союз реформистов и центристов.
Кстати говоря, все лучшее с момента восстановления независимости было сделано для промышленности и экономики в начале нулевых годов, когда та же коалиция была у власти. Именно тогда они нас освободили от налога на прибыль, если прибыль реинвестируется.
«Деловые Ведомости» совместно с Äripäev провели опрос лидеров мнений, предпринимателей и руководителей.
Вопросы, которые мы задавали:
• Чего вы ждете от новой коалиции, чего опасаетесь?
• Должно ли новое правительство отличаться от старого, и если да, то чем?
• Какие проблемы бизнеса в первую очередь должно решать?
• Что бы вы посоветовали будущему премьер-министру?
• Есть ли какой-то конкретный пункт, который вам хотелось бы видеть в коалиционном соглашении?
Как старый кавээнщик я считаю, что новое правительство, в отличие от старого, должно прекратить игру в КВН, дабы не усложнять жизнь предприятиям и простым гражданам.
Последнее время одни политики соревновались в остротах, тогда как другие то ли извинялись, то ли выкручивались из возникших затем неловких ситуаций. Если подобных вещей впредь не будет, можно двигаться дальше.
Три важнейшие проблемы
Какие проблемы, связанные с бизнесом и предпринимательством, должно в первую очередь решать правительство? Я думаю, что таких проблем у нас три.
Первая: к развитию проекта Rail Baltic необходимо подходить серьезно. Можно сколько угодно кричать, что мы ее (железную дорогу) построим, а потом вдруг выясняется, что строить–то не из чего. Для строительства нужно иметь сырье.
Вторая проблема (возможно, даже более важная со стратегической точки зрения): решение вопроса эстонской энергетики. Буквально несколько дней назад мы оказались на грани вынужденного выбора – либо платить за электроэнергию сумасшедшие деньги, либо сидеть дома со свечками.
Из энергетически независимой страны, которая продавала электричество, мы превратились… сами знаете, в кого. Выход есть – развивать собственную независимую энергетику, но мы не хотим этим заниматься.
И, наконец, третья проблема: несомненно, в самой большой беде сегодня оказался сектор, к которому я не имею никакого отношения – туристический и гостиничный бизнес, который давал немалый оборот и от которого отмахивалось всеми правдами и неправдами предыдущее правительство. Если мы оставим их без помощи, то экономика в целом, конечно, вылезет из кризиса, однако о 8% поступлений в бюджет, который давал этот сектор, в течение многих лет придется забыть.
Новому премьеру я бы посоветовал не заниматься выполнением и перевыполнением указаний из Брюсселя, а извлекать максимальную пользу от нашего членства в составе Евросоюза с учетом природных богатств нашей страны, в том числе полезных ископаемых. В попытках всеми силами перейти на возобновляемые источники энергии, забывая об имеющихся ресурсах, мы сегодня бежим впереди паровоза и страшно этим гордимся. Проблема в том, что иногда паровоз сбивает тех, кто бежит впереди него.
Стройиндустрия и энергетика
По поводу коалиционного соглашения: я абсолютно уверен, что ни одно из озвученных мною пожеланий не будет включено в соглашение по целому ряду причин. Тем не менее, все–таки скажу: я бы хотел, чтобы в новом коалиционном было отражено, что правительство примет все меры для сохранения и развития сырьевой базы стройиндустрии. Если правительство не предпримет серьезных шагов, через 5–7 лет нам просто не из чего будет строить – ни дома, ни дороги, ничего.
Второе: я считаю, что необходимо решить наконец вопрос независимой эстонской энергетики. Мы выделяем 100 миллионов на поддержку развития альтернативных «зеленых» источников энергии. Но, как выясняется, эта «зеленая» энергетика сегодня в состоянии обеспечить всего 100 мегаватт, тогда как наши электростанции дают 1050 МВт (еще недавно могли производить 1600 МВт), а нам зимой надо иметь минимум 1400 МВт электроэнергии.
Из энергетически независимой страны, которая продавала электричество, мы превратились… сами знаете, в кого. Выход есть – развивать собственную независимую энергетику, но мы не хотим этим заниматься. Надо лечить больного, а не пытаться от него избавиться. Лечить как раз очень просто: необходимо решать проблему утилизации СО2. Если мы ее решим, то у нас окажутся и овцы целы, и волки сыты.
Фосфориты - будущее страны
Решать проблему утилизации СО2 нелегко, но возможно, этим в мире уже более 10 лет занимаются серьезные компании в США и других странах. Мы же вместо всеобъемлющего технико- экономического анализа и геологических исследований отмахиваемся от этого и гордимся, что снижаем выработку собственной электроэнергии.
И последнее, что бы я очень хотел увидеть в этом коалиционном договоре: нам надо начать подготовку к решению вопросов, связанных с добычей и переработкой фосфоритов со всеми сопутствующими редкоземельными и прочими металлами. Это – будущее Эстонии. Но (возвращаемся к пункту номер два) развитие фосфоритной промышленности невозможно без собственной серьезной электроэнергетики.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Владелец Paekivitoodete Tehase OÜ Владимир Либман считает, что добыча фосфоритов – «запретная» тема в независимой Эстонии - может стать основой будущего экономического роста нашей страны.
Владелец Paekivitoodete Tehase OÜ Владимир Либман прочитал о предложении владельца Alexela Хейти Хяэля о введении жёсткого карантина на месяц и категорически с ним не согласился.
Navalis Group - ведущая компания, работающая в сфере судостроения, судоремонта и сооружения
оффшорных конструкций более 23 лет. В состав
Navalis Group входят несколько компаний, которые успешно и эффективно работают на верфях в Эстонии, Литве, Финляндии, Германии, Нидерландах. Для Navalis Group 2024 год стал очень важным для развития и укрепления позиций на рынке. Компания демонстрировала динамичное развитие, внедряя новые услуги, укрепляя международное сотрудничество и совершенствуя внутренние процессы.