В прошлую субботу на нарвском металлургическом предприятии MAST Europe произошел пожар. Его последствия видны даже со стороны – часть обшивки стены оплавилась и в двух местах прогорела насквозь. Руководитель завода говорит, что значительную часть убытков покроет страховка.
- Последствия пожара видны невооруженным глазом. Foto: Николай Андреев
Предприятие производит лигатуры из цветных металлов, которые затем используются в металлургии, а также выпускает ферротитан – сплав титана с железом и другими веществами.
В качестве сырья для своей продукции MAST Europe использует лом цветных металлов, в том числе титана, который привозят в Нарву для переработки. Именно привезенная из Германии титановая стружка и загорелась на заводе.
Металлургические пряности
«Мы покупаем разные алюминиевые провода и отходы, которые нам привозят поставщики из Латвии и Литвы, и переплавляем их, добавляя легирующие компоненты, такие как титан и цирконий. Это алюминиевая часть. Также мы делаем ферросплавы на основе титана – ферротитан – опять же, для автомобилей. Если каждый автомобиль, скажем, весит тонны полторы, в нем – три килограмма нашего ферротитана», – рассказал ДВ Сергей Махов.
По словам Махова, ферротитан от MAST Europe иностранные металлургические заводы добавляют в сталь при плавке, что позволяет сделать стальные листы нужной прочности более тонкими и легкими.
«Мы, грубо говоря, производим металлургические пряности. Если пряности добавляют вкус, мы добавляем качество – измельчаем структуру металла, чтобы он не разорвался при прокате, чтобы не трескался при штамповке», – пояснил он.
Сергей Махов рассказал, что лигатуры и ферротитан из Нарвы покупают крупнейшие сталелитейные компании мира – от Норвегии до Японии. Сырьем для производства являются отходы цветных металлов. Например, отходы титана поставляют автопроизводители. Они же – покупатели металла, который выплавляется с добавлением ферротитана из Эстонии.
«Мы получаем из Японии титановое сырье и отправляем в Японию ферротитан на Nippon Steel и другие заводы», – приводит пример руководитель MAST Europe Сергей Махов.
Потери – 4 тонны титана и погрузчик
В результате пожара сгорело 4 тонны титана и электрический погрузчик. Также расплавилась обшивка стены и был поврежден трубопровод внутри здания. По словам директора, часть расходов на восстановление компенсирует страховка.
«Конечно, какие-то финансовые потери есть, но ничего сверхъестественного не произошло», – говорит Махов.
Завод не прекращал работу даже во время пожара – плавильные печи расположены не в том помещении, где был пожар. «Предприятие сейчас работает штатно, все сотрудники на местах, включая того, которого увезли в больницу на проверку», – сказал Махов.
По его словам, пострадавшим оказался рабочий из Украины, работающий на предприятии меньше года. Как рассказал Сергей Махов, у пострадавшего было не отравление продуктами горения, а шоковое состояние, его обследовали в больнице, и он уже вернулся к работе.
- Металлургический завод не останавливал работу во время пожара: плавильные печи расположены в другом помещении. Foto: Николай Андреев
MAST Europe работает в старом промышленном здании в промзоне в южной части Нарвы между самим городом и Балтийской электростанцией. До ближайшего жилья от места пожара – около одного километра по прямой. Спасательный департамент сразу после начала пожара предупредил нарвитян об опасности распространения токсичного дыма, призвав закрыть окна и двери.
Руководитель завода эту опасность категорически отвергает. По его словам, при горении титана образуется диоксид титана. Это вещество – разрешенный пищевой краситель Е171, придающий продуктам питания белый цвет, его также его добавляют в косметику и в краски.
Как металл мог вспыхнуть?
Сергей Махов признает, что первая реакция работников была не такой, какой должна была быть по инструкции – спасателей вызвали сразу, но действия по тушению пожара начали неправильно и с опозданием. Был вечер выходного дня, и обученных этому работников рядом не было. По словам руководителя предприятия, пожар можно было бы потушить гораздо быстрее и теперь он организует дополнительное обучение, чтобы такая ситуация не повторилась.
«Это редкое явление, но хорошо бы на будущее от него застраховаться. Что мы и сделаем», – сказал Сергей Махов.
На случай пожара на заводе хранятся специальные противопожарные одеяла из негорючей ткани, поскольку тушить горящий титан водой нельзя – вода от высокой температуры разлагается на кислород и водород, что в разы усиливает горение. Сергей Махов рассказал, что работник завода на погрузчике перенес часть стружки, которая еще не загорелась, а спасатели укрыли место возгорания противопожарными одеялами, и постепенно горение прекратилось. Спасательный департамент сообщал также, что спасатели засыпали периметр пожара песком, чтобы не допустить его распространения.
«Горело часа четыре, но пожарные по-честному до утра там дежурили», – рассказал Махов.
Причиной пожара, по мнению директора, могла быть случайная искра, например, от того, что проезжающий мимо погрузчик задел какую-то металлическую деталь. По его словам, для очень мелких частиц титана этого могло быть достаточно.
Хотя титан – металл, мелкие частицы титана воспламеняются при сильном нагреве и горят ярким пламенем с выделением большого количества тепла. Например, в этом
видео на YouTube энтузиаст показывает свой эксперимент, в котором титановая стружка самовоспламеняется при обработке титановой детали на обычном токарном станке без использования охлаждающей жидкости.
Около ста работников
Для Нарвы MAST Europe – это крупный работодатель. По данным
Инфобанка Äripäev, в первом квартале текущего года здесь насчитывалось 95 работников. По итогам 2018 года компания удостоилась похвалы от Кассы по безработице за создание новых рабочих мест – тогда она переносила свое производство в Нарву из Таллинна, где работала ранее.
По данным Инфобанка, средняя брутто-зарплата на MAST Europe за первый квартал 2024 года составила 2915 евро. Для сравнения – по итогам прошлого года средняя зарплата по Ида-Вирумаа была всего 1437 евро.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В центре Нарвы, на углу улиц Кереса и Линда расположен квартал, в котором соседствуют машиностроительный завод, телевизионная студия, две клиники, театр, центр для стартаперов, выставочный зал, а над всем этим возвышается заброшенная девятиэтажная башня.
«Это тепло просто пойдет на воздух»
Завод сланцевого масла Kiviõli Keemiatööstus должен прекратить работу до начала 2025 года по требованию Департамента окружающей среды. Директор завода закрывать его к сроку не собирается и намерен судиться с государством.
После скандала, который разразился вокруг листовок о мартовской бомбардировке Нарвы 1944 года, нарвский политик, член горсобрания Вадим Орлов был исключен из Партии реформ, а затем и уволен с работы в Ида-Вируском инвестиционном агентстве (IVIA). Он заявляет, что потерял работу из-за своих критических высказываний о листовках.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.