Компания Elsorel стала фигурантом расследования The Insider и сначала пыталась опровергнуть приведенные в нем факты. «Никто не знал, сколько продлится война, – объясняет теперь ее владелец. – Мы не хотели терять рынок».
- Если все так, как говорит эстонская фирма – товары не под санкциями, а клиент не работает на войну, то зачем было прекращать сотрудничество? Foto: AFP/Scanpix
«Я тридцать лет работаю в режиме выживания и думал спокойно уйти на пенсию в апреле 2024 года. Но теперь нас обвиняют в том, что мы чуть ли не поддерживаем военные действия и помогаем России», – говорит «Деловым ведомостям» владелец Elsorel OÜ Александр Дружинин.
Elsorel поставляла клей, стеклотекстолит, лампы разложения органики, азотнокислый алюминий и серебро в полуобработанном виде орловской компании «Протон-Электротекс», говорится
в расследовании The Insider (ДВ подтверждают, что эти поставки есть в базе данных Import Genius). В масштабном материале «Танки санкций не боятся. Какие западные страны помогают России делать "Армату" и "Прорыв"» журналист Сергей Ежов называет компании одиннадцати разных стран. Из Эстонии упомянуто пять.
Российский контрагент Elsorel, компания «Протон-Электротекс», как пишет The Insider, «аффилирована с АО «Протон» – крупным производителем оптоэлектроники в России». То, что «Протон» работает на военную промышленность, по словам автора расследования, доказать несложно, «достаточно зайти на его сайт», где «среди партнеров указаны корпорации «Ростех», «Алмаз-Антей» и «Тактическое ракетное вооружение». Более того, гендиректор «Протона» Вячеслав Меньшов даже
получил медаль «За помощь в СВО», обращает внимание автор.
Сразу после выхода статьи совладелец Elsorel Владимир Малов (у него 20% акций)
заявил Ärileht, что с Россией «все связи приостановлены с начала войны». Это не соответствует не только данным базы таможенных деклараций Import Genius, но и
годовому отчету Elsorel, поданному в Эстонии.
49 тыс.
евро составила выручка от продаж в Россию в 2022 году, согласно отчету. Это в пять раз больше, чем в 2021-м.
Кроме того почти весь 2023 год сайт Elsorel сообщал, что компания - официальный представитель российского «Протон-Электротекс» и только после выхода расследования упоминание компании исчезло.
- Скриншот последней архивной копии сайта на WaybackMachine от 30 октября 2023 года.
- Скриншот сайта компании, сделанный 2 января 2024 года. Упоминание российского партнера исчезло.
В разговоре с «Деловыми ведомостями» уже основной владелец Elsorel Александр Дружинин (у него 70% акций) ответил совсем по-другому – что поставки они закончили только к концу 2022 года.
«Мы 20 лет работали с «Протон-Электротекс», поставляли для их технических процессов некоторые материалы. Мы же не можем сразу же прекратить сотрудничество, порвать все отношения, поэтому мы как бы закруглили в течение года. И санкционная политика нашего государства нам это позволяла», – говорит Дружинин.
Мы же не знали, сколько эта война продлится.
Александр Дружинин
владелец Elsorel OÜ
«Одно дело наладить связи, другое дело потерять. Если ты уходишь с рынка, то тебя обязательно кто-то другой заменит. Вот в чем дело. Понимаете, даже 5-10% рынка терять – это тяжело для фирмы», – продолжает он.
Выручка от продаж у Elsorel в 2022 году составила почти 2 миллиона евро, что на 67,4% меньше, чем в 2021 году.
Продажи внутри Эстонии составили 1% всего торгового оборота, продажи в страны Евросоюза – 61,9%, экспорт за его пределы – 38,7%. Крупнейшим рынком вне ЕС был Израиль – 691 тыс. евро.
«Последняя поставка была где-то в декабре 2022 года. В 2023 году мы с ними и с любыми другими российскими фирмами уже прекратили сотрудничать», – утверждает Дружинин.
Последняя поставка – 6 кг клея герметика на 1500 евро – в базе IG стоит под 18 января 2023 года. Такие расхождения относительно того, в декабре или январе была осуществлена поставка, могут объясняться российскими новогодними каникулами, затянувшими оформление. Более свежих данных, чтобы проверить поставки 2023 года, в IG пока просто нет. ДВ запросили информацию у Налогово-таможенного департамента, но получили отказ, поскольку такого рода данные защищены законом.
«Этот клей, на сколько мы его там поставили? Говорить, что этим мы поддержали войну – просто абсурд. Клей можно купить в любом магазине. Вопрос в количестве и цене. На Западе он дешевле», – комментирует Дружинин. Впрочем, поставлялся в Россию не только клей, так, в ноябре 2022 года была осуществлена масштабная поставка листов стеклотекстолита на 19 тыс. евро.
Сайт компании не может быть подтверждением сотрудничества в 2023 году, настаивает владелец Elsorel. «Ну за сайтом мы особо не следили, поэтому «Протон-Электротекс» до конца у нас там болтался. Когда эти статьи появились, мы убрали его», – объяснил он.
«Не работает на оборонку»
Основной контраргумент владельца Elsorel – их клиент не работает на российскую оборонную промышленность.
Александр Дружинин настаивает, что «Протон-Электротекс» не аффилирован с ОАО «Протон» – поставщиком военно-промышленного комплекса с гендиректором, отмеченным медалью. «Мы это знаем», – уверяет Дружинин.
В то же время, даже если не брать во внимание сходство в названии, компании зарегистрированы по одному адресу – Россия, город Орел, улица Лескова д. 19. По одной из российских баз данных ОАО «Протон» было среди учредителей ОАО «Протон-Электротекс». К сожалению, акционерные общества в России имеют право не раскрывать собственников.
Продукция «Протон-Электротекс», настаивает Дружинин, просто не может быть использована в военных целях.
«Протон-Электротекс»
называет себя одним из ведущих в мире производителей силовых полупроводниковых приборов. У компании полный производственный цикл.
Основная продукция – выпрямительные, лавинные, быстродействующие полупроводниковые диоды и тиристоры в штыревом, таблеточном и модульном исполнениях, IGBT модули, измерительное оборудование, драйверы, охладители и силовые сборки.
«Тот "Протон" делает микроэлектронику – это совсем другие техпроцессы, для которых другие материалы необходимы. У "Протон-Электротекс" силовая электроника, она может использоваться в троллейбусах и трамваях, в роботах-сварщиках и тому подобное. Но это не то, что нужно для военной техники», – говорит Дружинин.
Так если товары не под санкциями, а компания не работает на войну, то зачем было прекращать сотрудничество?
«Не в тренде сейчас с Россией торговать стало, – отвечает Дружинин. – И трудности торговые возникают у тех, кто пытается продолжать, все больше товаров попадает под санкции, и поддержка войны идет какая-то. Нам это не надо. Сейчас уже получается, что все фирмы, которые торгуют с Россией, косвенно оказывают поддержку военным действиям».
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Критические компоненты для вооружения легко поступают в Россию при участии эстонского бизнеса, показал эксперимент ДВ.
дополнено 1 ноября
Необходимые для производства вооружения – боевых ракет и дронов – микрочипы попадают в Россию с помощью владельца эстонской компании.
Необходимые для оборонной промышленности России микросхемы, несмотря на санкции, продолжают в попадать в страну при активном участии эстонских компании.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.