Это ставит производителей продуктов питания в ситуацию, когда они не могут платить за сырье больше, поскольку торговые предприятия местами продают продукты по искусственно заниженным ценам.
Будем честны, 29 центов за литр молока, как совсем недавно предлагалось в одной рекламной кампании, или даже 35 центов – не нормальная цена для продукта, в производство которого вложено много труда.
Мы находимся в ситуации, когда прибыль за полтора года снизилась более чем на 40 процентов, и это очень серьезная проблема. Если предприятиям пищевой промышленности придется продавать продукцию по цене ниже себестоимости, они не смогут инвестировать в производство, платить людям более высокие зарплаты. И в долгосрочной перспективе продолжать производство станет невозможно.
В Эстонии еще не было резкого повышения цен на продукты питания, хотя различные аналитики начали говорить о большом росте цен и предсказывать его уже в начале весны. Но тогда еще не было известно, каким будет урожай зерна. А поскольку зерно является основой производства продуктов питания, из-за жаркого, даже засушливого лета урожай оказался меньше и цена, соответственно, выше.
Когда дорожают электричество и топливо (что и произошло!), дорожают все товары и услуги. И сегодня как раз и подорожали почти все услуги и товары, кроме продуктов питания. В прошлом году вообще была дефляция, то есть, цены упали.
При таком большом и быстром росте цен на сырье я не вижу для предприятий иного пути, кроме как повысить цены на свою продукцию. Насколько, когда и на какие именно товары, этого я не могу сказать или спрогнозировать, поскольку это зависит от конкретного продукта, производителя и от его возможностей. Никто не хочет повышать цены просто так, для этого должна быть причина, и предприятия делают все возможное для того, чтобы цены на продукты питания все же оставались для потребителей доступными».