Внимание! Этой статье более 5 лет, и она находится в цифировом архиве издания. Издание не обновляет и не модифицирует архивированный контент, поэтому может иметь смысл ознакомиться с более поздними источниками.
Возрождение 2200-летнего проекта
В 2010-х годах Китай объявил о создании «Нового шёлкового пути» - проекта, в рамках которого в инфраструктуру более 60 стран будут инвестированы триллионы евро. Проект позволит Китаю не только ускорить товарообмен, но и перевести производство в другие государства.
Во времена династии Хан, около 200 года до н.э., Китай начал активнее общаться с окружающим миром и экспортировать свои уникальные товары. Не менее важным был и импорт товаров с Ближнего Востока и Средиземноморья.
Шёлковый путь был также интересен тем, что он фактически стал сетью соединений между городами, а не единым путём из пункта А в пункт Б. Эти города росли и богатели, во многом благодаря обслуживанию и налогообложению караванов. Ведь караванам были нужны еда, питьё, инструменты и даже сувениры.
Однако караваны встречали на своём пути много проблем. Грабители, природные катаклизмы, отсутствие возможностей пополнить запасы – всё это мешало прогрессу торговли. Поэтому между городами и путешественниками не могли не складываться партнёрские отношения. Города были заинтересованы инвестировать в охрану, инфраструктуру и всё, что увеличит товарооборот в обе стороны.
Древний Шёлковый путь просуществовал до 18-го века и перестал существовать ввиду начала эпохи войн и развала империй. Но в 2013 году, во время визита в Казахстан, председатель КНР Си Цзиньпин объявил о создании Нового Шёлкового пути. Его нынешнее название – «Один пояс и один путь» (Belt Road Initiative, BRI). Его маршрут во многом повторяет наземный и морской Шёлковые пути. С двумя важными отличиями:
- Он не ограничивается Средиземноморьем, а идёт дальше.
- Бремя инвестиций ложится не только на плечи городов-участников, им помогает Китай.
На сегодняшний день мы так до конца не представляем, какой же станет эта инвестиция. Ясно только то, что это – триллионы евро, которые будут вложены в проект в последующие годы и десятилетия.
Зачем инвестировать триллионы в инфраструктуру 60+ стран?
Очень важная составляющая китайской ментальности – бережливое отношение к деньгам. С точки зрения бизнеса это выражается в усиленном фокусе на повышение маржи и сокращении расходов.
Работая в китайской компании, могу сказать, что такое отношение сначала немного смущает и даже кажется «жмотством». Но со временем начинаешь понимать, что бережливое отношение к ресурсам – это важная составляющая успеха «бизнеса по-китайски». Очень важная часть китайского чуда – взять хорошую идею, повторить её дешевле и улучшить.
Также на сегодняшний день уровень зарплат в Китае заметно вырос. Вместе с тем выросли и требования клиентов, импортирующих товары из Китая, а также цены на сырьё. Всё это постепенно привело к изменению структуры расходов китайских производителей.
Поэтому одной из самых очевидных областей для повышения эффективности стала логистика, то как быстрее и дешевле доставлять товары из Китая и в Китай. На сегодняшний день товарообмен между ЕС и Китаем происходит на скорости один контейнер в секунду. Китай импортирует из ЕС товаров на сумму 200 млрд., а экспортирует на 370 млрд. И тенденция – растущая в обоих направлениях.
Другой стороной этой медали является миграция производств из Китая в другие страны Азии и Европу. Это противоречит многим стереотипам, но довольно логично, особенно если взглянуть на зарплаты:
- средняя годовая зарплата в обрабатывающей промышленности в Китае составляет около 10 000 евро;
- в Эстонии этот же показатель – около 14 000 евро;
- в Латвии – менее 12 000 евро.
Т.е. довольно быстро становится очевидным уменьшение разницы зарплатной составляющей в доле расходов завода с 200+ сотрудниками в самом Китае и у нас.
А самая большая разница - в опыте налаживания эффективного производства. Опыте, который китайские предприятия могут использовать и в Европе или любой другой промежуточной точке нового Шёлкового пути.
Исходя из этих двух составляющих, очень просто увидеть, почему китайскому бизнесу удобно перенести часть своего производства из Китая в Прибалтику, Восточную Европу, Африку и т.д. в течение 4-6 лет. А тут и туннель до Скандинавии построят для экспорта…
Как эстонским технологическим компаниям попасть на Японский и Китайский рынок?How Estonian Mafia travels the Digital Silk Road?
Эта же философия - оптимизировать логистические цепочки и открыть возможности для новых торговых связей - присутствует в большинстве инвестиций китайских компаний в контексте BRI. Ведь поезд двигается в обе стороны и оптимально, чтобы он был загружен в обе же стороны.
Кстати, также не стоит забывать, что нынешние железнодорожные пути из Азии в Европу, заканчивающиеся в Польше и Германии, находятся не в лучшем состоянии. Из-за крупных нагрузок и проблем с надёжностью они не смогут принять весь потенциальный рост импорта из Азии. Что же мешает Эстонии стать хабом для всей Северной Европы?
Владимир Елов - менеджер по продажам компании CITIC Telecom CPC Estonia OÜ, имеющей головной офис в Гонконге.
Китайский фонд Touchstone Capital Partners объявил о подписании протокола о намерениях с компанией Питера Вестербаки об инвестиции в 15 млрд. евро в проект тоннеля между Таллинном и Хельсинки. Это ровно та сумма, которая нужна Вестербаке, чтобы запустить проект и пустить в декабре 2024 года первый поезд.
«Тут прошло черных российских денег столько, что можно было бы построить приблизительно 20 туннелей Таллинн-Хельсинки», - говорит предприниматель Юри Мыйз, который никогда не видел угрозы в китайских деньгах.
Решение финского предпринимателя Питера Вестербаки привлечь к строительству тоннеля Таллинн – Хельсинки китайский инвестиционный фонд, связанный в первую очередь с проектом нового Шёлкового пути, вызывает много вопросов в Брюсселе.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.