Внештатный автор ДВ Владимир Елов рассказывает об одной из самых масштабных бизнес-мистификаций нашего времени.
- Главу Theranos Элизабет Холм часто сравнивали со Стивом Джобсом. Foto: Reuters/Scanpix
2018 год запомнится многими событиями из мира бизнеса, как хорошими, так и не очень. Одним из самых значимых, но почти незамеченных в Эстонии, стало окончательное падение империи Theranos. Оценочная стоимость этой компании-«единорога» в 2015 году составляла почти 10 миллиардов долларов. В августе 2018 года она почти полностью прекратила своё существование.
Значение этого события трудно переоценить даже не из-за „исчезновения“ такого количества денег, а из-за того, с какой лёгкостью и как это предприятие взобралось на Олимп и оттуда же скатилось. Theranos стал отличным примером того, какую большую роль в мире социальных сетей играет культ личности. Однако, давайте обо всём по порядку.
Так единороги существуют не только в мифах?
Если знакомый начинающий предприниматель говорит вам, что хочет создать „единорога“, то это значит, что уровень его амбиций довольно высок. Ведь единорогами называют компании-стартапы с оценочной стоимостью более 1 миллиарда.
Интересно, что получение этого статуса обычно не связано напрямую с продажами, производством и т.п. Такая оценка достигается обычно за счёт того, что кто-то думает, что компания скоро будет столько стоить и готов подтвердить свою уверенность деньгами. Например: компании нужны деньги и они берут 100 миллионов у инвесторов, в обмен на 10% компании. В итоге – оценка стоимости всей компании в 1 миллиард.
Обычно этот термин применяется к компаниям возрастом менее 10 лет. Это важно, поскольку указывает на прорывную идею и быстрый рост успехов компании. Казалось бы, ну сколько компаний могли так сильно и так быстро развиться? Ответ: по данным TechCrunch, который следит за жизнью стартапов, их около 300. И вложено в них уже почти 200 миллиардов долларов.
Как вырастить единорога?
Ещё пару лет назад Элизабет Холмз называли примером для всех женщин и предпринимателей. Она начала работу над своим детищем в 19 лет, в 2003 году. Theranos, название которого - комбинация слов терапия и диагноз, должен был помочь всем тем, кто не может позволить себе диагностику крови. Делая это быстро, малокровно и, главное, дешево. К примеру, тесты крови на глюкозу, нужные для диагностики диабета, в Theranos делались за 6 долларов в то время, как „обычные“ лаборатории брали за это около 30.
Мисс Холмз очаровала многих людей своей харизмой и, безусловно, важной миссией. В том числе ей поверили и инвесторы, вложившие в её идею в первый же год около 6 миллионов. Далее последовали новые разработки, обещания, сделки с сетями, новые инвестиции и статус звезды. Её личное состояние на пике оценивалось в 5 миллиардов.
Элизабет сознательно подражала стилю Стива Джобса, комбинируя аскетичный стиль одежды и динамичные и проникновенные выступления. Самый молодой сделавший себя миллиардер, одна из самых богатых женщин мира, пример для всех, стала мелькать на обложках бизнес-изданий.
В её компанию хотели вложить деньги все, а её команде советников мог позавидовать любой предприниматель: бывшие госсекретари Генри Киссинджер и Джордж Шульц, бывший министр обороны Уильям Перри и, даже ныне действующий - Джеймс Маттис - плюс куча опытных бизнесменов.
Ну и, конечно, сотни тысяч людей покупали тесты Theranos как по рекомендации врача, так и для самодиагностики.
И тут что-то пошло не так
За 15 лет своей деятельности Theranos так и не создал того, что обещал – действующей системы проведения тех самых дешевых и быстрых тестов крови. Почти всё оказалось ложью:
•Оборудование либо не работало в принципе, либо существовало только на бумаге
•Результаты тестов были часто либо неправильными, либо – поддельными
Инвесторы дали компании около 700 миллионов долларов, поверив в обещание Элизабет создать волшебный анализатор. А она, как выяснилось, следовала известному афоризму: Fake it till you make it или «Притворяйся, пока это не станет правдой».
Понять, где правда, а где – вымысел сложно, ведь стартапы по природе своей пытаются заработать на решении реальной и понятной проблемы. А кому не захочется вложить 1000 евро сегодня, чтобы через 5-7 лет получить миллион?
В случае с Theranos обман был раскрыт просто потому, что, по мере роста компании, проверок и врачей, задающих вопросы, становилось всё больше. И, несмотря на очень серьёзное лоббирование на государственном уровне, контрольным органам всё же пришлось выполнить свою работу. Да и журналист Джон Каррейру смог докопаться до правды и сделать её достоянием публики. Его книга о расследовании Theranos, Bad Blood (Плохая кровь), тоже вышла в этом году и доступна в наших магазинах на английском языке.
Жертва обстоятельств или расчётливый мошенник?
Возможно, Элизабет просто не хватило времени, чтобы довести свою мечту до конца. Возможно, Theranos так и не смог создать технологию, нужную для массового дешёвого анализа крови из-за нехватки денег.
Хоть история Theranos и закончена, для Элизабет проблемы все ещё продолжаются. После первого штрафа на 500 000 долларов её ждёт расследование и, вероятно, обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах. Её 5-миллиардное состояние состояло в основном из акций Theranos, которые теперь ничего не стоят. Так что больше всего денег потеряла она сама. Расследование американской комиссии ценных бумаг показало, что она не продавала свои акции и платила себе „скромную“ зарплату в 200-300 тысяч в год. Т.е. это не тот случай, когда мошенник такого масштаба раскидывался деньгами и купался в роскоши.
Однако проблема всё равно остаётся: за бортом таких мошенничеств остаются реальные миллионы людей с неправильным диагнозом, сотрудники компании и инвесторы.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Список американских акций с дивидендной доходностью в диапазоне от 4% до 12%
Вместо того чтобы с лупой искать на бирже компании с потенциалом быстрого роста, можно сосредоточиться на стабильном поступлении дивидендов, которые помогут постепенно нарастить ваш портфель. Вопрос заключается в том, как выбрать такие компании, которые действительно смогут значительно увеличить доходность портфеля.