На фоне почти четырехпроцентных пунктов роста глобальной экономики и по-прежнему низких базовых интересов можно обоснованно спросить: если сейчас не самое хорошее время для инвестиций, то, когда еще, спрашивает выступавший на конференции Toostuse Ariplaan главный экономист Luminor Тыну Пальм.
- главный экономист Luminor Тыну Пальм Foto: Andras Kralla
Ниже обстоятельное мнение Тыну Пальма:
На пути экономического роста и предпринимателей всегда есть риски. Скорее сегодня для промышленных предприятий экзистенциальным вопросом является, стоит ли вообще ждать с инвестициями в инновацию, учитывая все ужесточающуюся международную конкуренцию, дигитализацию и наплыв новых, так наз., disruptive технологий, а также наконец, более интенсивную борьбу за ограниченные ресурсы – например, из-за квалифицированной рабочей силы?
Даже сверхмощный экономический успех Китая подталкивает других на постоянные инновации и изменения. А именно, великаны азиатского предпринимательства, образно говоря, уже дышат в затылок европейским предприятиям со всех сторон, начиная от промышленного производства, е- торговли, логистики, до обращений к глобализированному потребителю решений социальной медии.
Летом цена наиболее благоприятна!
Быстро развивающая среда заставляет предприятия в дальнейшем для привлечения внимания глобального потребителя все быстрее обновляться. А для хорошего достижения результата необходимо лучшее оборудование, т.е. обновление технологии, а также тренинги и обучение команды – необходимы инвестиции в деятельность по развитию.
Промышленность держится на траектории роста
Возьмите на заметку
Главный экономист Luminor Тыну Палм выступит 22 ноября 2018 г. на конференции "Toostuse Ariplaan 2019", где будет говорить о перспективах промышленного сектора и экономической среде в 2019 году.
Крометого, выступятвладельцытекстильнойпромышленностиНорвегии Janne Vangen Solheim и Arne Fonneland, исполнительныйдиректорэлектроннойпромышленности Eolane Tallinn Antoine Yon, владелец M.V.Wool Mati Vetevool.
Ознакомиться с
программой и зарегистрироваться можно
ЗДЕСЬ.
Несомненно, для предпринимателей реальным риском является ситуация, при которой из силовых методов торговых переговоров крупных экономик выросла бы широкомасштабная торговая война, которая затормозила бы некоторые проекты развития и дестабилизировала бы глобальные производственные цепочки. Конечно, нельзя исключить, что в крайнем случае напряжение может аккумулироваться и вновь угрожать глобальной торговле, имеющей просто благоприятную перспективу. В связи с геополитическим напряжением (в т.ч. в Сирии) несомненно выросла неопределенность, но наверняка нет причины чрезмерно на это реагировать.
И глобальные рынки долговых обязательств, кредитов и сырья на фоне недавних конфликтов спокойны. Один из факторов, который поддерживает это – улучшающаяся ситуация глобальной экономики и широкомасштабный потенциал роста.
На фоне вышеназванных рисков и возможного ожидания роста интрессов на сегодняшний день мы заметили появление чувства неуверенности у обрабатывающей промышленности и это при том, что в конце года наблюдался очень высокий уровень. Обрабатывающая промышленность в развитых странах четко находится на траектории роста. При этом обрабатывающая промышленность зоны евро сегодня демонстрирует почти трехпроцентный годовой рост, а в Эстонии, благодаря этому, рост в два раза быстрее. Это, по сравнению с историческими средними, несомненно хороший темп развития.
Будущие инвестиционные ожидания предприятий наряду с чувством уверенности во многом связаны с перспективой зарабатывания доходов. В свете этого позитивно то, что помимо роста объемов, доходы производителей поддерживает восстановившийся рост экспортных цен. Например, годовой рост экспортных цен экономики США, который в некотором смысле формирует глобальные тренды, достигшей на сегодняшний день уровня, большего, чем значительное трехпроцентное падение в начале 2016 года – в марте экспортные цены были +3,4 процента.
Умеренный рост экспортных цен поддерживают и доходы зоны евро, в т.ч. экспортеров из Эстонии. При этом медленное восстановление инфляции дает возможность центральным банкам для оживления инвестиций держать интрессы по-прежнему на выгодном уровне. В то же время новый цикл повышения интрессов уже запущен.
Выбор инвестиций для промышленности
Стратегически важный вопрос состоит в том, каковы приоритеты и каков выбор инвестиций для промышленных предприятий у лидеров рынка на последующие десятилетия в области технологий. А именно, в автомобильной промышленности и энергетике, но и, например, в промышленности материалов, сейчас развиваются конкурирующие между собой технологии, между которыми в дальнейшем следует выбрать.
При ограниченных ресурсах деятельность по параллельному проектированию - затратное и сложное задание даже для крупных гигантов, не говоря уже о предприятиях Эстонии. В то же время слишком ранний 100 процентный вклад на одну игральную карту в случае ошибки был бы связан с большими рисками. Поэтому многие предприятия экспериментируют и развивают альтернативные технологии, чтобы, когда созреет нужный момент, быть готовыми быстро выбрать основное направление.
Объем рынка 3D-печати составляет 7,4 миллиарда
Хорошим примером новых выборов, связанных с новой технологией, является, например, 3D-печать (additivemanufacturing, 3D-производство, AM). Если учесть лишь список потенциально используемых материалов – от металлов, разных полимеров до океанских фрахтов – и неограниченные возможности сырья, то, новая технология, развиваясь, может потенциально встряхнуть многие промышленные отрасли.
AM может стать вызовом для традиционных предприятий металлообрабатывающей промышленности, машиностроения, материалостроения, не говоря уже о новых возможностях в области дизайна и медицины.
По данным WohlersAssociates глобальный объем аддитивных технологий (3D – печати) в прошлом году достиг уже свыше 7 миллиардов, что на 21 процент больше показателя прошлого года. Темп роста ускорился, превысив 17 процентов роста рынка позапрошлого года.
Причем быстрее – 24% - рос сектор услуг, доля которого составляет 57% оборота отрасли. В итоге охват деятельности 3D – технологии, начиная с 2012 года, стал больше, чем в три раза. Таким образом, с точки зрения будущего промышленных предприятий Эстонии одним из критических вопросов является то, за какими похожими новыми технологическими инновациями следует следовать уже сегодня, чтобы в будущем сохранить конкурентоспособность.
Технология - в массовое производство
Новые изделия и технологии, будь то смартфоны, солнечные панели или решения IoT промышленности, реально изменят ландшафт тогда, когда уже прорвутся на рынок массового производства, устанавливая новые стандарты. Таким образом, в некотором смысле значимым является факт, что в феврале этого года на рынке появилась новая беговая обувь Adidas - theAlphaEDGE 4DLTD, которая частично использует элементы 3D-печати. Притом, что высокой технологии полно и у производящего обувь завода будущего Speedfactory.
Новая технология дает возможность сделать переконфигурацию производства более простой, таким образом, значительно укорачивая и скорость выпуска новых изделий на рынок. Инновативные дизайнерские решения прототипов постепенно поступают на рынок потребительских товаров, демонстрируя потенциал новых технологий.
И прочие гигантские производители, такие как Nike, New Balance и Under Armour ранее демонстрировали прелести 3D печати, правда, в форме ограниченного числа образцов бренда. Для того, чтобы дойти до серийного производства машиностроения (автопромышленность), технологии AM должны еще развиваться.
Учитывая открывающиеся с помощью технологии новые возможности, изменяются и регулятивные рамки – например ужесточаются требования к окружающей среде – и предпочтения поколения смартфонов, становится более важным инвестировать прежде всего в разумную, основанную на науке, ресурсосберегающую экономику.
Историю, как конкретно сформируются умные города будущего и обслуживающие их разумные производства, сегодня еще пишут. Эти тренды будущего с новыми возможностями, которые открываются через распространение сети 5G, все яснее выделяют растущую роль дигитализации и роботики, а также еще более тесную синергию между IKT и промышленными отраслями в управлении предстоящих изменений.
От дигитализации не спасутся и маленькие
Об инвестициях в дигитализацию все чаще заговаривают и малые предприятия. Если с принятием решения по поводу стратегического выбора крупных предприятий, касающегося технологии будущего, можно еще подождать, то инвестиции в дигитализацию сегодня неизбежны и для малых производителей.
Если для малого предприятия начавшийся новый глобальный инвестиционный цикл может означать, прежде всего, приобретение новой более эффективной машины или оборудования, а также присоединение к технологии облака, то для промышленного предприятия с более разнообразной и несколько сложной производственной цепочкой и цепочкой поставок вклад в будущее уже сегодня связывают с масштабной дигитализацией.
Она может охватывать, например, роботику, общие системы управления предприятием, соединённую умными датчиками обработку данных(массивов), до внедрения создающихся для промышленного интернета (IIoT) новых бизнес моделей.
В то же время и малые предприятия все больше нуждаются в инвестициях, например, в обработку данных (в т.ч. решения CRM для администрирования данных клиентов, бизнес-анализ, планирование производства и управление ресурсами), в среду е-торговли и т.д.
Но начиная с определенных объемов деятельности все стремятся в е-торговлю или в систему общения с клиентом, который предпочитает мобильный банк. Эти решения рано или поздно приведут к развитию общих дигитальных систем предприятий.
Причем администрирование и обработка данных должны быть достаточно безопасными, оперативными и разумными для работы в реальном времени.
Но где, на фоне этих изменений бизнес среды, останутся обещанные для малых предприятий исключения существовать благодаря более скромным бюджетам для развития? Растут затраты на развитие и требовательные регулятивные нормы благоприятствуют консолидации в области предпринимательства.
Научная деятельность и деятельность по развитию требуют деньги
Несомненно, инновациям предприятия ставят свои прагматические границы денежные возможности. Бюджеты научной деятельности и деятельности по развитию предприятий Эстонии по сравнению с европейскими партнерами местами на несколько порядков скромнее.
Тем более, что при планировании будущих инвестиций сверхважно, как можно разумнее и эффективно инвестировать в ограниченные ресурсы так, чтобы наряду с краткосрочным успехом не оставалось бы слишком на заднем плане изделие с длительной перспективой, которое повышает производительность и экспортные цены, а также развитие портфеля услуг.
Здесь вступает в игру инновация и дигитализация, которые могут создать существенные преимущества для конкуренции малых и гибких производителей.
Бюджеты научной деятельности и деятельности по развитию предприятий Эстонии находятся накануне пятой мировой промышленной революции – в т.ч. обработка массивов данных электронным способом, компьютерного обучения и искусственного интеллекта – на рискованно скромном уровне. Маленькой открытой экономике не добиться длительного экономического успеха только за счет внутреннего спроса, в этом поможет экспорт.
Даже роль разумного экспортного субподрядчика предполагает в будущем специализацию, ориентированную на все более высокие дополнительные ценности, дигитализацию, а также быстрое развития новых технологий в сотрудничестве с научными учреждениями и партнерами.