Хотя с нового года можно ходатайствовать о пособии на производство биометана, ни одно предприятие не сможет этого сделать сразу после наступления срока. Причина прозаична: никто для этого не произвел ни одного кубометра биометана.
- EstonianCell Foto: Scanpix
Дальше всех в проекте зашло предприятие OU Biometaan с крупным участием Велло Кунмана (Vello Kunman), которое строит производство в волости Кыо. Завод по производству биометана надеются запустить в конце января. Завод по производству метана, строящийся в Кунда, рядом с AS Estonian Cell, по всем прогнозам должен быть запущен в первом квартале следующего года. Больше проектов по производству биометана на стадии завершения в Эстонии нет.
В дополнение к производству биометана государство поддерживает создание заправок с возможностью заправляться биометаном. Государство также старается оживить использование биометана в общественном транспорте. Все это делается для того, чтобы к 2020 году топливо из возобновляемых источников составляло 10 процентов всего потребления.
Чтобы запустить производство
Государство выделило для компенсации производства биометана на три года 28 миллионов евро. «Это как стартовое пособие, чтобы первые производители смогли запустить производство, – сказал руководитель службы по возобновляемой энергии AS Elering Ривер Томера (River Tomera). – Запуск производства требует расходов, и планируется поддержать именно его».
Пособия, адресованные производителям биометана, будет рассматривать, администрировать и выплачивать Elering. «Нам также поставлена и вторая задача – создание и администрирование регистра сертификатов происхождения, – объяснил Томера. – Регистр нужен для того, чтобы можно было доказать потребителю газа, что он использовал возобновляемое топливо».
Если биометан был использован в транспортном секторе, то производитель получает 100 евро за мегаватт-час, а если он использован в других целях, то 93 евро за мегаватт-час. «Из суммы пособия вычитается рыночная цена природного газа, которая сейчас составляет приблизительно 20 евро», – уточняет Томера.
Первая партия произведенного в Эстонии биометана должна попасть на рынок в конце января с завода в деревне Коксвере, волости Кыо Вильяндиского уезда. Речь идет о пилотном проекте, который получил от KIK (SA Keskkonnainvesteeringute Keskus) 2,65 миллиона евро, то есть немного более 40 процентов от общей стоимости проекта. Производительность завода планируется на уровне 1,28 миллиона кубометров биометана в год.
«Объект находится на стадии завершения, и уже в течение этого года процесс на нем будет запущен, – подтвердил Хенри Ульяс (Henry Uljas), член правления связанного со строительством завода по производству биометана OU Baltic Biogas. – Вопрос во временном факторе, то есть с какого момента оттуда начнет поступать биометан чистоты нужной степени. Боюсь обещать, что это случится 1 января, но я считаю, что к концу января первая продукция будет».
До сих пор отсутствовала уверенность
Строящийся в Кунда завод по производству биометана так быстро до продукции не дойдет, поскольку проект находится в начальной фазе. С другой стороны, в Кунда планируется построить заметно более мощный завод, годовой объем продукции которого планируется в размере 6–7 миллионов кубометров биометана. За предприятием стоят Estonian Cell и OU GreenGas Energy. Завод по производству осиновой древесной массы Estonian Cell – крупнейший производитель биогаза в Эстонии, который сейчас использует биогаз для собственных нужд в качестве тепловой энергии. Согласно бизнес-плану, GreenGas Energy будет покупать биогаз у Estonian Cell, очищать его от ненужных компонентов и продавать биометан конечному потребителю.
«У нас все упиралось в постановления министра экономики и инфраструктуры, так как такой проект нельзя запустить без дополнительной денежной поддержки, – сказал член правления GreenGas Energy Марко Тийман (Marko Tiiman). – Начать необходимые действия мы смогли только после того, как в середине сентября поступило подтверждение, что государство компенсирует производство. Наш проект не получил инвестиционного пособия. В то время как пилотный проект в волости Кыо сделал соответствующее ходатайство, мы даже не думали о производстве биометана».
По словам Тиймана, они сейчас устанавливают трубопроводы и делают приготовления к монтажу необходимого для производства биометана оборудования на прилегающем к Estonian Cell участке. «Плюс нашего проекта заключается в том, что первый этап, то есть производство биогаза, у партнера имеется. Мы создаем второй этап, то есть очистку биогаза до требований природного газа, – сказал Тийман. – Я надеюсь, что мы начнем производство биометана в первом квартале следующего года. В любом случае, чем раньше, тем лучше».
Время строить планы
В Эстонии на данный момент 17 производителей биогаза, и, очевидно, несколько из них планируют начать производство биометана из биогаза. Правда, те производители биогаза, которые получили инвестиционные пособия из европейских структурных фондов, должны минимум пять лет производить из биогаза тепловую и/или электроэнергию. Но по истечении этого срока срока у них будут развязаны руки, и они смогут решить, продолжить производить тепло или начать производить биометан.
«Мы думали о производстве биометана, сделали необходимые расчеты и запросили ценовые предложения, – сказал Хенри Ульяс, являющийся одновременно членом совета OU Aravete Biogaas и членом правления OU Tartu Biogaas. – Нужно же следовать за рынком. В то же время конкретного инвестиционного решения касательно производства биометана на уровне собственников и совета не принято». Ульяс добавил, что в случае Aravete Biogaas обязательный срок в пять лет только что вышел, а для Tartu Biogaas он закончится в 2019 году.
Энергетическая фирма Nelja Energia AS имеет неконтролирующее участие в двух биогазовых станциях: OU Vinni Biogaas и OU Oisu Biogaas. «Мы не можем разглашать наши планы относительно производства биометана, так как являемся биржевым предприятием и это противоречит правилам биржи», – лаконично ответил член правления и финансовый директор Nelja Energia Калле Кийгске (Kalle Kiigske).
Руководитель AS Tartu Veevark, производящего биогаз из сточных вод и грязи, Тоомас Капп (Toomas Kapp) сказал, что они не станут производить биометан. Tartu Veevark использует биогаз для производства электроэнергии и остаточного тепла. «Мы потеряли бы в остаточном тепле, которое сейчас направляется обратно в процесс, – пояснил Капп. – Для производства биометана из биогаза мы должны были бы купить очистной аппарат, стоящий порядка миллиона евро, а для хранения биометана пришлось бы построить какое-то хранилище. В случае нашей технологии такая инвестиция не окупится».
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
«Мы видим тут синергию сельского хозяйства, транспорта, окружающей среды и энергетики», – так заместитель канцлера Министерства экономики и коммуникаций Андо Леппиман (Ando Leppiman) обосновывает активную деятельность государства по созданию возможностей для возникновения рынка биометана.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.