Далее интервью с заместителем канцлера Министерства экономики и коммуникаций по энергетике Андо Леппиманом.
В плане пособий, связанных с биометаном, государственная схема финансирования немного другая: поддерживается развитие инфраструктуры и рынка, но не выдается инвестиционных пособий. Почему?
Несколько исследований, например, прежнее исследование Фонда развития и наши собственные исследования, показали, что выдача инвестиционных пособий производителям не так эффективна, как создание рынка биометана. Поэтому мы поддерживаем создание газовых заправок, прием в эксплуатацию газовых автобусов и создание спроса на биометан. При использовании биометана мы компенсируем разницу в цене между схожими по своей природе топливами, природным газом и биометаном. Выгодополучателями являются производители биометана за использованный в качестве топлива биометан.
В производстве и использовании биометана возникает синергия между сельским хозяйством, транспортом, окружающей средой и энергетикой. С одной стороны, фермерам больше пользы от отходов, с другой – у использования отечественного биометана заметный экономический эффект: чем меньше топлива импортируем, тем меньше денег уходит из страны.
Использование газа в транспорте более дружественно для окружающей среды и выгоднее экономически, в случае биометана также добавляется аспект местного, производимого в Эстонии топлива и освобождения от акцизов. Биометан – полностью возобновляемый источник топлива для транспорта, при использовании которого выбросы СО2 условно равны нулю. К тому же, если сравнивать влияние на окружающую среду в ходе жизненного цикла бензина и дизельного топлива, то биометан более чем на 75 процентов благоприятнее для окружающей среды.
Производители биометана могут начать ходатайствовать о пособиях с 1 января. Как-то так совпало, что примерно в это же время запускается в работу первая биометановая станция, пилотный проект производственного подразделения в волости Кыо Вильяндиского уезда.
Мы с ними это не координировали. Скорее дело просто в том, что предприниматели исходят из того, как действует государство. И то, что мы готовили постановление по этому пособию, ни от кого не скрывалось.
Согласно постановлению, разница в цене между биометаном и природным газом компенсируется до конца 2020 года. У потенциальных производителей отсутствует уверенность в том, что будет через три года.