Европейские энергетические компании, участвующие в проекте «Северный поток – 2», выступили против попыток США ввести санкции, под которые попадали бы российские экспортные трубопроводы. Некоторые европейские энергетики видят в таких действиях Вашингтона попытку отвоевать часть европейского газового рынка, чтобы увеличить туда поставки американского СПГ.
- Строительство «Северного потока – 2» Foto: Reuters/Scanpix
Генеральный директор французской энергетической компании Engie Изабель Кошер надеется, что лидеры стран Евросоюза воспользовались только что завершившимся саммитом G20 в Гамбурге, чтобы «сказать правительству и президенту США, насколько непостижима эта идея».
«Применение американских санкций к проекту, находящемуся за пределами США, который реализуют не американские компании и который не финансируется в долларах США, - европейцы совершенно правильно активизировались в этом вопросе, - сказала она FT. - Это вмешательство в дела европейских стран, которое неприемлемо». Об этом пишет Financial Times.
14 июня сенат конгресса США одобрил законопроект об ужесточении и расширении санкций в отношении России. Его разработка и принятие во многом объясняются желанием сенаторов не дать президенту Дональду Трампу самостоятельно отменить антироссийские санкции, если он захочет это сделать. Среди новых положений, включенных в законопроект, - предоставление президенту права вводить санкции в отношении лиц, инвестировавших $1 млн и более в строительство Россией экспортных трубопроводов или предоставивших для этого оборудование, технологии и услуги. Сумма таких транзакций в течение года ограничена $5 млн. Между тем в апреле «Газпром» (единственный акционер швейцарской Nord Stream 2 AG, реализующей проект строительства газопровода «Северный поток – 2») подписал соглашение о его финансировании с Engie, австрийской OMV, британо-нидерландской Royal Dutch Shell и немецкими Uniper и Wintershall. Европейские компании предоставят в виде долгосрочных кредитов по 950 млн евро каждая, или в общей сложности 4,75 млрд евро, что соответствует половине оценочной стоимости проекта (9,5 млрд евро).
Законопроект по санкциям еще должен быть одобрен в палате представителей, где он может быть изменен; не все члены палаты поддерживают предложения сенаторов. Кроме того, в Белом доме дали понять, что президент может наложить вето на закон в его нынешнем виде, писала The Wall Street Journal. Европейские же энергетики считают, что, предлагая санкции против российских трубопроводов, США безосновательно вмешиваются в ситуацию на европейском энергетическом рынке.
По словам генерального директора Uniper Клауса Шефера, вмешательство США еще больше политизирует проект: «Предлагаемые санкции воздействуют не только на Россию, но и на Европу, и на Германию… Я призываю все заинтересованные стороны не превращать проект в заложника глобальной политики и предоставить европейцам самим решать проблему поставок энергоносителей в Европу».
Некоторые в Европе даже считают, что США используют политические приемы для продвижения интересов американских компаний, наращивающих экспорт сжиженного газа. Белый дом действительно начал активно поддерживать поставки СПГ за рубеж, видя в этом инструмент для сокращения дефицита торгового баланса. Правда, американские компании сами договариваются с зарубежными контрагентами о поставках, без участия своего правительства. Однако, отмечает Шариф Суки, председатель совета директоров производителя СПГ Tellurian и бывший гендиректор Cheniere (единственной американской компании, экспортирующей сейчас СПГ), администрация Трампа стала активно выражать свою поддержку и это связано со значением, которое президент придает созданию новых рабочих мест в США.
«Это неприемлемо, что энергетическая политика Европы теперь ведется из США, а мы, европейцы, будем платить за рабочие места для американцев: потребители и промышленность столкнутся с более высокими ценами, а наши усилия по обеспечению надежных поставок энергоносителей в Европу - с серьезными препятствиями», - сказал Шефер FT. OMW и Wintershall, по-видимому, разделяют отношение партнеров по проекту к угрозе введения санкций, рассказали газете люди, близкие к этим компаниям. Получить комментарии Shell не удалось.
Во время визита в Польшу на прошлой неделе перед саммитом «большой двадцатки» Трамп и президент Польши Анджей Дуда договорились о взаимодействии в энергетической сфере. «Мы будем развивать возможности принимать СПГ из США и с других направлений», – сказал Дуда: Польша может стать хабом, через который американский газ пойдет в Центральную Европу, а в перспективе даже стать альтернативой российским поставкам газа на Украину.
Польша и еще несколько стран Восточной Европы выступают против строительства «Северного потока – 2», считая, что он усилит зависимость Европы от российского газа и что основная цель строительства трубопровода – доставлять газ в обход Украины. Председатель правления украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев говорил в июне WSJ, что США нужно ввести санкции против всех компаний, прямо или косвенно участвующих в реализации «Северного потока – 2». По его мнению, газопровод выгоден России, но угрожает единству ЕС и представляет опасность для Украины.
США понемногу наращивают поставки СПГ в Европу. В Польшу первая партия была доставлена 7 июня, а в конце прошедшей недели первый танкер с СПГ должен был прибыть в Великобританию. Там образовалась нехватка газа, поскольку значительные его объемы были перекачаны по интерконнектору в Бельгию.
Nord Stream 2 считает угрозу введения санкций США «беспрецедентными действиями, явно направленными на подрыв позиций будущего коммерческого конкурента».
Похожие статьи
Компании«Газпром», E.ON, Shell и OMV намерены построить газопровод от России до Германии через Балтийское море мощностью 55 млрд кубометров в год. Проект не попадет под ограничения Еврокомиссии, которые сорвали «Южный поток».
Как отмечает Еврокомиссия, она не намерена препятствовать строительству газопровода, хотя и считает его ненужным.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель считает, что Европейской комиссии не требуется специальный мандат на ведение переговоров с Россией по газопроводу "Северный поток-2", поскольку он является экономическим проектом.
Антимонопольный регулятор Польши не согласовал создание СП для строительства «Северного потока-2». Появление газопровода еще сильнее усилит позиции «Газпрома» на европейском рынке, опасаются в Варшаве.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Россия строит газопровод «Северный поток-2», чтобы отомстить Киеву в том числе за решение Стокгольмского арбитража в пользу «Нафтогаза» в споре с «Газпромом». Такое мнение глава государства высказал 25 июня в интервью украинским каналам, сообщает ZN.UA.