Я разделяю мнение Индрека Нейвельта о том, что главная заслуга вступившего осенью в должность правительства в том, что оно всколыхнуло болото и осмелилось усомниться в святости реформистской налоговой системы, пишет социолог Юхан Кивиряхк.
- Юхан Кивиряхк,
социолог Foto: Частный архив
Если Партия реформ старалась управлять государством как предприятием, то теперешнее пытается выдвинуть на первый план потребности общества. Государство должно работать не на прибыль, а на свой народ.
По части расходов госбюджета правительство ступило смелые и необходимые шаги, которые заслуживают того, чтобы называться политикой: значительное повышение не облагаемого подоходным налогом минимума и семейных пособий, отыскание дополнительных средств на здравоохранение. В то же время в поиске дополнительных доходов для покрытия этих решений правительство осталось в плену «тонкой настройки» - ищет десять миллионов тут и десять миллионов там. Хотя и тут следовало бы действовать намного решительнее и находить для покрытия более простые и понятные решения.
Положение Юри Ратаса, возглавляющего одновременно правительство и Центристскую партию, не назовёшь завидным. Изменить такую большую организацию, как Центристская партия, за один день не получится. Не получится и за несколько лет – приходится работать с теми людьми и с той внутрипартийной политической культурой, какие есть на данный момент.
Тем не менее, в поведенческом рисунке партии уже произошли заслуживающие внимания перемены. Та быстрота, с которой Центристская партия на сей раз избавлялась от согрешивших, была впечатляющей. Уже вечером того же дня, когда стало известно о неудачном высказывании Михаила Корба по поводу НАТО, он сложил министерские полномочия. Ещё более печальная судьба постигла задержанного по подозрению в коррупции Арво Сарапуу. Подобной решительности Центристская партия прежде не проявляла. Не было больше разговоров о том, что «мы чисты как стёклышки» или о том, что у других партий грехов ещё больше.
Это не значит, конечно, что Ратасу удалось сразить в партии дракона коррупции. Людей, приверженных политике «рука руку моет», в партии ещё достаточно. Наиболее сложное положение, несомненно, в Таллинне, где пронизанная коррупцией культура годами процветала под единоличной властью Центристской партии. Лучшим решением для столичных налогоплательщиков стал бы аналогичный происшедшему на государственном уровне поворот после местных выборов осенью в городе. Пора хотя бы разбавить затянувшуюся абсолютную монополию центристов на власть в Таллинне.
Что до обвинений центристов в «прорусских настроениях», то с этим я был бы осторожен. С какой стати считать чуть ли не преступлением, если кто-то в политике представляет интересы этой большой и важной группы избирателей. С тем, что не всё, что говорят Яна Тоом, Михэаил Кылварт, Ольга Иванова и др., совпадает с политическим мейнстримом Эстонии, надо просто свыкнуться. Они представляют голоса своих избирателей.
Autor: Юхан Кивиряхк
Похожие статьи
Красивой виньеткой на титуле продолжающихся переговоров между «мейнстримом» и «альтернативой» в Центристской партии оказался рост её рядов на фоне потерь большинства других парламентских партий.
Вице-председатель Центристской партии Яна Тоом считает, что политической силе как можно быстрее следовало бы принять кодекс этики.