Новый туристический бренд Эстонии за 200 тысяч евро вызвал немало споров. Поспорим на эту тему еще раз: поговорим о ее коммерческом потенциале.«Не бейте пианиста: он играет как умеет» — уверяли меня друзья в Facebook. — «Малевича и Мунка тоже не все понимали, что не мешает сегодня торговать их картинами за бешеные деньги».
- Андрей Касьяненко, основатель портала Minuvalik Foto: Андрей Касьяненко
Все так. Художник имеет право быть непонятым. И работу художника нельзя оценить традиционным мерилом: как известно, все фломастеры на вкус и цвет разные.Другое дело — коммерческая составляющая проекта, оценить которую куда проще. Является ли предложенный символ уникальным, ассоциируемым именно с Эстонией?
Понятен ли он туристу? Проще говоря, принесет ли он стране деньги или нет?
За 2015-ый туристы потратили в Эстонии 1.3 миллиарда евро. Финальных данных за 2016-ый не видел, но предварительно речь идет о 5% росте. Соответственно, косвенно оценить эффективность нового брендбука можно будет через год, два. С большими оговорками: даже если показатели возрастут в 2 раза, то это не значит, что благодаря «камушкам».
Сначала о хорошем: прелесть «камней» в том, что их легко воспроизводить — нет строгих нормативов по форме, содержанию и даже числу элементов.
То есть, конкурс детского рисунка овалов неправильной формы уже подходит под этот формат. Современно выглядит и шрифтовая работа, хотя не факт что узнаваемо.Теперь о неоднозначном. Во-первых, «камни» выглядят сильно заимствованными, напоминая логотип Telia. Во-вторых, без тщательного изучения сопроводительных материалов вообще не понять — почему именно камни? Почему не море или ветряки острова Сааремаа?
Несмотря на протяженную морскую линию у нас в основном песочек: на самых популярных пляжах Эстонии — Пярну, Нарва-Йыэсуу и Сааремаа — валуны практически не встречаются. Или туристы приезжают исключительно с целью их поиска у глинтов близ Панга и Палдиски?
И в-третьих, предложенный синий цвет проекта не ассоциируется ни с флагом, ни с гербом Эстонии; официальный цвет мягче, приятнее глазу.Исходя из этого я могу предположить, что рекламная продукция, выпущенная в соответствии с рекомендациями брендбука, вряд ли вызовет стойкие ассоциации с Эстонией. Также сомневаюсь, что среднестатистический турист станет углубляться в философскую суть проекта. Скандинавский концерн Telia? Ок. Что-то из раннего Samsung? Ну, может быть. Но с чего вдруг Эстония?То есть, маловероятно, что отели, рестораны или хутора Эстонии — основные добытчики туристической сферы — станут использовать предложенную символику в целях роста своего оборота.
Скорее всего, ее будет использовать окологосударственные структуры, оценить коммерческую эффективность которых всегда крайне затруднительно. А раз так, то и говорить о большом отенциале нового брендбука не приходится. Разве что по затратной его части.Не согласны? Выскажите свое мнение в комментариях к этой записи или по электронной почте
[email protected]Autor: Андрей Касьяненко
Похожие статьи
В ходе ежегодного исследования CV Keskus.ee вновь выяснились самые востребованные работодатели Эстонии, т. е. предприятия, на которых жители Эстонии больше всего хотели бы работать. Eesti Energia, четыре раза занимавшее первое место в течение пяти лет, и в этом году оказалось на первых позициях рейтинга, в тройку лучших попало также новое предприятие.
В результате эксперимента, проведенного журналистом Postimees, выяснилось, что новый бренд Эстонии не используется местными фирмами, а фонд поддержки предпринимательства EAS пытался обвести его вокруг пальца.
Всем известную пословицу "по одежке встречают, а по уму провожают" я бы адаптировала для Эстонии: "встречают по цвету кожи, а провожают с топором".
Волею судеб живу последние годы на Сааремаа: месте красивом, но малонаселённом. С устойчиво стареющим населением: молодёжь предпочитает острову столицу и заграницу. При этом регулярно слышу о разных инициативах, так или иначе имеющих отношение к местному бизнесу, мыслями о которых и хочу поделиться.