По-прежнему больным для предпринимательского сектора остается вопрос быстрого роста зарплат. Ситуацию, когда на фоне экономического роста, едва превышающего 1%, средняя зарплата растет на 7-8%, нормальной назвать нельзя. Доля расходов на рабочую силу в ВВП растет с 2014 года, достигнув на сегодня около 50%, что является очень высоким уровнем в масштабах Европы, не говоря уже о странах подобных нашей.
Резко устремившийся вверх в III квартале 2016 года уровень безработицы выходит за рамки простой статистической ошибки, поэтому рост безработицы, вероятно, продолжится и в 2017 году. В то же время это не значит, что разразится масштабный кризис. На рынке труда сохранится спрос, как на высококвалифицированных специалистов, так и на тех, кто готов выполнять работу попроще, особенно в быстро растущем вместе с внутренним потреблением секторе услуг. Правда, многим отраслям обрабатывающей промышленности с рабочей силой придется вести себя более бережливо. В 2017 году на рынок труда будет оказывать влияние также находящаяся в процессе реформа работоспособности, призванная вернуть к работе людей, которые годами не трудились по причине здоровья.
В более тщательном анализе нуждается вопрос, насколько быстрый рост зарплат повлиял на конкурентоспособность наших предприятий на внешних рынках. К сожалению, многие наши успешные экспортеры работают в сферах, где преимуществом Эстонии был наш низкий уровень заплат. Хотя по сравнению со странами Скандинавии наш уровень зарплат останется низким ещё в течение многих десятилетий, в абсолютном измерении мы значительно опережаем другие балтийские страны в плане зарплат. Многие предприятия Латвии и Литвы нацелены на те же рынки, что и мы, для того, чтобы сохранять конкурентное преимущество, мы должны предлагать продукцию и услуги лучшего качества или быть эффективнее других.
В общих чертах, и в нынешнем году не приходится ждать появления какого-то чудесного рецепта нашего спасения от «застоя». Несмотря на то, что инвестиции госсектора могут временно ускорить экономический рост, это (общем случае) не повлияет на конкурентоспособность предприятий Эстонии на иностранных рынках. Чем более мы приближаемся по уровню развития к благополучным государствам, тем сложнее становится найти возможности для роста.
Похожие статьи
По мнению финансового эксперта банка SEB Михкеля Нестора, прогнозируемое ускорение экономического роста будет скорее незначительным — в диапазоне от 2,2% до 2,6%.
Во внутренней экономике Эстонии изменений, по большому счету, не предвидится. Несмотря на то, что все учреждения, занимающиеся прогнозированием экономики Эстонии, включая SEB, ожидают ускорения экономического роста, оно будет скорее незначительным. Надо заметить, что ожидания прогнозистов довольно схожи – рост ВВП в 2017 году прогнозируется в промежутке от 2,2% до 2,6%.
«Мы должны найти лучший способ, каким образом содержать государственный аппарат, чтобы он не стал для общества слишком обременительным, несгибаемым и далеким», - так объяснил лидер фракции СДП Кальви Кыва намерение соцдемов, центристов и отечественников создать проблемную комиссию для формирования путей развития государственной реформы.
Какие тенденции наблюдаются в традиционном банковском секторе? ДВ попросили специалистов рынка финансовых услуг прокомментировать последний обзор состояния банковского сектора, который в конце года сделал регулятор.
Таллиннский аэропорт обслужил свыше 2,2 млн пассажиров за прошлый год. Данный показатель стал рекордным для главной воздушной гавани Эстонии.