В феврале наметился взрывной рост поступлений от акцизов. Затем акцизы были повышены. И в марте наступило резкое падение сборов.
«Хотелось бы знать болевой порог: насколько должно снизиться потребление, чтобы правительство всё же задумалось: повышать в очередной раз акциз или нет? Сейчас нам дали понять, что в следующем году акциз вырастет ещё, а латыши не говорили, что будут поднимать акциз. Всё это создаёт ситуацию, которая вряд ли стимулирует клиентов вернуться к нам», - рассуждает руководитель Союза проивзодителей масел Тоомас Сакс.
Исследование TMS Emor показало, что из-за повышения акциза половина транспортных компаний стали заправляться за пределами Эстонии. Треть из них делают это в Латвии.
Государство: ничего, осенью всё восстановится
Налогово-таможенный департамент(НТД) считает, что в первом квартале нынешнего года имеет место быть использование запасов, которые иссякнут к осени, и поэтому сборы от акцизов в это время года достигнут уровня прошлого года. Об этом сказал глава отдела общественных отношений НТД Райнер Лауритс. До этого прогнозировалось, что сборы достигнут прошлогоднего уровня к лету.
Сакс же не предполагает, что акцизы будут собраны на уровне 2015 года хоть летом хоть осенью. «Картина лучше не стала, потребление из Эстонии скорее уходит», - поясняет он. Запасы же влияют на потребление только месяц или два.
Предприниматели, которые перенесли заправку в другие страны, возвращать их в Эстонию отнюдь не намерены. «Если крупные компании создали для этого целую систему, а им для этого требовалось заключить новые договоры, найти новых партнёров, переделать свою логистику, то не вижу ни единой причины, почему бы они должны всё это разом менять и возвращаться в Эстонию. Расходы-то на реорганизацию они уже понесли», - сказал Сакс.
По словам директора Circle K(заправки Statoil) Кай Реало, разница между ценами на бензин в Латвии и Эстонии, в первую очередь, повлияют на международные транспортно-логистические компании. «10 центов за литр – серьёзная экономия для них, если учесть, что одно транспортное средство может за раз заправиться на 1000 литров», - рассуждает она.
Реало также отметила, что для Statoil в этом случае ничего не меняется: предприятия остаются в той же «семье», поскольку заправки норвежского топливно-нефтяного гиганта есть в обеих странах. А вот акцизы теперь получит Латвия, а не Эстония.
«Маловероятно, что предприятия, начавшие заправляться в Латвии, вдруг начнут осенью делать это в Эстонии», - заключила она.
«У Statoil есть заправки и в Латвии и в Литве, поэтому единственное, что для них изменится, - это то, что будет задействовано другое дочернее предприятие. Страдать же от повышения акцизов будут те заправки, у которых нет представительства в Литве и Латвии, например, Olerex», - сетует Сакс.
Продавцы топлива пытаются удерживать низкие цены
Реало также добавила, что повышение акцизов ударило по местным топливникам дважды. Мало того, что продажи упали до уровня, близком к критическому, так ещё и конкуренция заставляет держать цены на таком низком уровне, что маржа остаётся сверхнизкой.
«В условиях глобального мира мы должны понимать, что как магазин не может держать цены выше, чем у соседнего, так и государство не может себе этого позволить. Потребитель просто проголосует ногами», - говорит она, добавив, правда, что государство может такие правила игры и принять как это сделано в случае с Дании и Германии. Узкая пограничная полоса между этими странами – по сути один большой немецкий оптовый магазин, куда датчане заезжают со своими грузовиками.
Похожие статьи
По мнению руководителей сетей автозаправок, запрет на продажу на бензозаправках алкоголя ограничил бы конкуренцию, однако никак не уменьшил бы потребление алкоголя.
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.