Соглашаясь на должность директора airBaltic, немец Мартин Гаусс поставил одно условие: чтобы правительство не вмешивалось. И именно это принесло латвийской компании успех. Нашей же компании Nordic Aviation Group (NAG) он предрекает короткую жизнь.
Далее частично приводится интервью Aripaev с Мартином Гауссом.
Что придает Вам сил?
Я родился с внутренней энергией, которая меня никогда не оставляет. Я не испытываю негатива. Наверно, сама жизнь мотивирует меня. Я не жду конца рабочего дня или недели. И я надеюсь, что мне не придется выйти на пенсию.
Назовите поворотные моменты в вашей жизни.
Я начинал свою карьеру в качестве пилота в компании Deutsche BA (бывшая «дочка» British Airways – прим. ред.). Постепенно я поднимался по карьерной лестнице, пока не стал руководителем управления воздушными операциями. Это значит, занял в авиакомпании высшую позицию. Затем компания Deutsche BA была за 1 евро продана частному инвестору.
Какое-то время исполнительным директором был сам новый собственник, но впоследствии он передал управление компанией двум ключевым фигурам и продал каждому из нас по 10% акций. Я стал участником и вместе с коллегой мы «раскрутили» компанию. После 12 лет убытков она вышла в плюс. Последующая продажа компании Air Berlin оказалась выгодной для всех. Я стал состоятельным человеком.
Сколько вам тогда было лет?
Сейчас мне 47. Значит, с 2002 году было 33.
Вы были молоды.
Я и сейчас молод!
Должно быть, компания была в ужасном состоянии, если ее продали за 1 евро?
Она была в наихудшем состоянии, какое только можно представить. Я принес с собой рецепт «раскрутки» компании. Помню очень хорошо, как составлял на одном из пляжей Шри-Ланки бизнес-план на 13 страницах. Мы все свели к очень простой цели – чтобы клиенты нас полюбили. Сейчас то же самое успешно делает Ryanair – предлагает клиентам приятное обслуживание.
Что вы чувствовали, когда венгерская авиакомпания Malev, которую вы помогали создавать, в 2012 году обанкротилась?
Поскольку до этого я уже помог поставить фирму на ноги и отказался от должности исполнительного директора, то никакого разочарования не испытал. Malev постигла та же судьба, что и Estonian Air, от которой требовали возврата больших сумм. И, как и в Estonian Air, возглавлявшие Malev люди не осознавали своих ошибок. Они не могли изменить прошлое. Я пришел в Malev слишком поздно.
Как вы стали руководителем airBaltic?
Меня как консультанта попросили временно возглавить компанию. Я согласился на один год. Теперь я управляю airBaltic уже четыре года и в начале января мой договор был продлен еще на три года.
В чем кроется успех airBaltic?
Важным шагом было добиться, чтобы собственник, то есть, государство, одобрило бизнес-план, целью которого была реорганизация авиакомпании. Из своего опыта знал, чем может завершиться вмешательство, и поэтому поставил условие – полная свобода. Государство никак не вмешивалось в управление компанией.
Если бы Европейская комиссия приняла положительное решение, то, попав в надежные руки руководства Estonian Air, могла бы выжить?
Нет. Авиакомпании, перевозящей в год менее 5 млн. пассажиров (в лучшие годы Estonian Air перевозила примерно 900 000 пассажиров в год – прим. ред.), трудно выжить, ели она не обслуживает какую-нибудь нишу. Все авиакомпании должны консолидироваться и найти стратегических партнеров.
Есть ли шансы у NAG (Nordic Aviation Group)?
Нет. Я понимаю, что они делают, но вопрос в том, как строить рынок, если домашний рынок очень маленький и на нем уже есть крупные игроки, такие как SAS и Finnair. Думаю, NAG продержится два-три года. Зависит от того, когда им надоест вкладывать в нее деньги.
Почему они это делают?
Из-за политики. Наличие авиасообщения для государства важнее денег. По сути, это правильно инвестировать в прямое сообщение, если у государства есть такая возможность, но прибыль получить довольно трудно. Да и действующее законодательство Европейского союза не упрощает дела.
Авиасообщение придает сильный толчок экономике – в одной только Латвии авиасообщение дает 3% от ВВП и 2% от всех рабочих мест.
Зарплата директора Estonian Air Теро Таксила в размере 33 000 евро в месяц стала причиной крупного скандала. Я получаю даже больше, и в Латвии опубликование моей зарплаты также каждый раз вызывает скандал. Моя зарплата состоит на 50% из оклада и на 50% из премии, выплачиваемой по результатам работы. Я рад, что в последние годы мы приносим прибыль.
Полную версию интервью читайте в завтрашнем номере ДВ. Подписку можно оформить здесь.
Autor: Керту Руус
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Финская национальная авиакомпания Finnair сообщила о том, что ей удалось получить рекордно высокую прибыль за второй квартал этого года.
Авиакомпания Finnair расширяет команду по развитию области инфотехнологий, намереваясь завербовать в ближайшее время 70 новых специалистов. Finnair ищет IТ-специалистов не только в Финляндии, но и в Эстонии.
Торговая-промышленная палата Эстонии представила Министерству внутренних дел предложения, которые могли бы способствовать повышению конкурентоспособности и увеличению инвестиций в Эстонии.
Услугу быстрых интернет-платежей, которую на эстонский рынок вывело местное технологическое предприятие EveryPay, за три месяца внедрили более 70 отечественных предприятий электронной торговли.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.