На вопрос о том, почему процентные ставки понизились, существуют несколько конкурирующих ответов. Один главный из них сводится к понятию, которое еще в 2005 году предыдущий глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке сделал достоянием общественности – избыток сбережений (savings glut).
Цену как на товары, так и на деньги формируют спрос и предложение. Если в какой-то момент желание людей и предприятий экономить возобладает над желанием потреблять и инвестировать, из-за конкуренции понизится и процент, выплачиваемый по долговым обязательствам.
Вот и в недавно появившемся исследовании ведущих мозговых центров в сфере экономики ICMB и CEPR в качестве самого важного фактора называется увеличившаяся степень экономии, на которую, в свою очередь, повлияли демографические факторы. Продолжительность жизни людей благодаря медицине и лучшему уровню жизни быстро увеличилась, в то время как средний пенсионный возраст не изменился.
Это означает, что после выхода на пенсию люди должны обходиться накопленными сбережениями в течение значительно большего времени, а это повысило склонность людей к экономии. На увеличение экономии повлиял и другой демографический фактор – доля людей среднего возраста в общей численности населения.
В молодости доход человека обычно невелик, но он увеличивается с годами, достигая пика в среднем возрасте. Поскольку доля людей среднего возраста в общей численности населения возросла, больше стало и накопление.
Значительное влияние оказала также интеграция Китая в глобальные финансовые рынки. В Китае с его слабой системой социальной защиты необходимость самим думать о выживании заставила людей откладывать на черный день большую часть своих доходов. Политика «одна семья - один ребенок» уменьшила поддерживающую роль семьи, заставив китайцев еще больше экономить. Вследствие открытости финансовых рынков это оказало значительное влияние на процентные ставки и в других государствах.
После экономического кризиса свой след на процентные ставки оставили также страх и неуверенность. Домохозяйства, испытавшие горький опыт, стали еще усерднее накапливать сбережения, в том числе и в Эстонии, где стоимость вкладов частных лиц растет гораздо быстрее, чем объем кредитов.
Предприятия также проявляют осторожность в отношении новых инвестиций, что увеличивает разлад между спросом и предложением денег. Дополнительное давление оказывает понизившаяся готовность рисковать у накопителей-инвесторов.
Спрос на возможности безопасного инвестирования, или на облигации с высоким рейтингом, привел к ситуации, в которой инвесторы готовы доплачивать за эти облигации, дабы обеспечить сохранность денег.
Autor: София Дельвер
Похожие статьи
Девелопер недвижимости Mainor Ulemiste AS 12 ноября 2015 года вывел на альтернативную балтийскую биржу Nasdaq First North 2000 эмитированных облигаций.
Кризис – такое переломное время, когда текущие опоры для движения по жизни оказываются скользкими и ненадежными. Обычно так происходит, когда на событийном уровне страдают наиболее значимые сферы: работа, увлечения, отношения. На психологическом уровне при этом расшатываются базовые убеждения о себе и внешней реальности, из-за чего теряется чувство безопасности и предсказуемости происходящего.
Американский инвестиционный банк Goldman Sachs закрыл фонд БРИК, вкладывавший деньги в экономики Бразилии, России, Индии и Китая.
Повышение или понижение процентных ставок – не та тема, которая может заставить читателя немедленно прочесть новость. В то же время то, сколько стоят деньги, оказывает на нашу повседневную жизнь как косвенное, так и прямое влияние.