Мелкий инвестор из Швеции, Стефан Андерссон, ушедший в прошлом году с Таллиннской биржи, вернулся и предсказывает для своих любимых акций продолжительный рост.
- Инвестор из Швеции Стефан Андерссон
В составленном в этом году рейтинге биржевых инвесторов Андерссон, входящий в круг акционеров Merko Ehitus, Olympic и Tallink, со своей инвестицией в размере 1,5 млн. евро занял 10-е место, проделав тем самым один из самых больших взлётов.
Многолетний лидер мнений местных инвесторов, публичные выступления которого зачастую оказывают на курсы акций больше влияния, чем экономические результаты компаний, обосновывает своё возвращение несправедливостью на местном рынке. А именно - в начале года на биржах всего мира начался подъём, но Таллиннская биржа всё никак не хотела выходить из комы. «Я задумался, неужели здесь так плохо по сравнению с другими странами, и пришёл к выводу, что не всё так страшно», - вспоминает Андерссон, по оценке которого на Стокгольмской бирже его любимцы, Olympic, Tallink и Merko, выросли бы так же, как это сделали другие котированные там компании. «Я посчитал это несправедливым, на рынке ощущается какой-то диссонанс, и в начале года я решил инвестировать в эти компании большие суммы. Такова была моя философия».
Андерссон верен акциям любимых компаний. Он смело инвестирует только в те фирмы, у которых в порядке баланс, которые зарабатывают прибыль и у которых есть возможность и желание расширяться.
Также важно, чтобы бизнес можно было скопировать в другие страны. По его мнению, это делает компании интересными в десятилетней или более долгосрочной перспективе. Исходя именно из этих параметров он вкладывает свои деньги.
Бесспорным фаворитом для Андерссона на Таллиннской бирже является фирма Merko, акции которой составляют примерно половину его портфеля и в которую он с переменным успехом инвестирует уже последние 15 лет. Хорошо относящаяся к мелким акционерам компания с очень сильным руководством и хорошим брендом, которая стабильно выплачивает неплохие дивиденды – обосновал он своё решение.
«Они доказали, что могут на протяжении длительного времени сохранять хорошие позиции на рынке жилья, они зарабатывают прибыль, невероятно успешно действовали во время кризиса и очень хорошо понимают рынок», - сказал Андерссон. Именно дивиденды Merko помогли ему на протяжении многих лет увеличивать портфель. «Кажется, они сумели создать культуру, успешную и корректную с точки зрения как малых акционеров, так и клиентов».
Вопрос о минусах Merko заставляет мелкого инвестора задуматься. Если ещё несколько лет назад отчёты компании были лаконичными, а общение с инвесторами оставляло желать лучшего, то сейчас на это грех жаловаться. Самую большую опасность представляет возрастающая конкуренция по обе стороны границы.
- ТОП 50 инвесторов Таллиннской биржи
Никто не любит Tallink
Зато никаких конкурентов не боится вторая по объёмам инвестиций Андерссона фирма – Tallink. Одним из её преимуществ как раз и являются хорошие позиции и сильный рынок. По оценке инвестора, компанией хорошо управляют, правильные люди занимают правильные позиции.
Преимуществом является также размер компании.
С другой стороны, судовладельцы уже немало лет кормят банки. «Даже у руководителей высшего звена зарплаты средние, акционеры получают мало дивидендов, курс акций ниже, чем при выходе на биржу, зато банкам были выплачены огромные суммы в виде процентов, - признал Андерссон. – Важно не просто построить большую компанию, но и сделать так, чтобы она приносила прибыль акционерам».
Мелкий акционер признаёт, что владельцы компании недооценивают общение с прессой. Хотя это настоящая народная компания, потенциальным клиентом которой может быть любой житель Эстонии, её директор и крупный собственник Энн Пант в СМИ практически не мелькает. В качестве положительного примера он приводит известного своими высказываниями директора Ryanair Майкла О’Лири или Бьорна Кьоса из Norwegian. «Это очень эффективный маркетинг, но эстонские руководители компаний стараются держаться в тени, - признал Андерссон. - Сейчас никто не любит Tallink, и единственным противоядием может стать большая публичность. Это не опасно, и неважно, о чём ты говоришь. Это способствовало бы продажам, повысило доверие и принесло бы пользу всем».
Деньги на рулетку
Меньше всего на Таллиннской бирже Андерссон инвестировал в Olympic. По его словам, местный гигант является образцовым примером компании, где есть как желание, так и возможность постоянно расширять деятельность дома и за границей. Также компания доказала своё хорошее отношение к мелким акционерам, и Андерссон уверен, что казино обладает достаточным потенциалом, чтобы стать ведущей европейской компанией в сфере развлечений.
Люди, утверждающие, что Андерссон, который уже более 35 лет занимается инвестированием, получил свой достигающий миллионов евро портфель акций в наследство от родителей или в результате бизнес-деятельности, ошибаются. «Я начинал с нуля и инвестировал только свои деньги», - подчеркнул он. Первые акции на пару сотен крон он купил по примеру отца в 6-7 лет на Стокгольмской бирже. Прошли годы, сотни превратились в тысячи, тысячи – в десятки тысяч…
«Я не откладывал с зарплаты. Поскольку вначале у меня не было денег, то мне во многом помогли выдаваемые в Швеции учебные кредиты, одновременно с учёбой в университете я работал заместителем учителя и в это же время в начале 1990-х биржи обвалились, - пояснил он. – Я сделал несколько успешных вложений. В начале 1990-х я купил акции банка Handelsbanken, стоимость которых с годами выросла в несколько десятков раз. Merko и Hansapank также значительно подросли. За это время я получил много дивидендов. Больше всего денег принесло инвестирование именно во время кризиса».
Лучшие сделки
Лучшими сделками Андерссон считает продажу без прибыли, когда шестое чувство помогло избежать худшего. В 2006–2007 годах он инвестировал в акции немецкого банка Commerzbank, но через месяц решил продать всю позицию. Прошло немного времени и банк обанкротился. Также он чудом избежал инвестирования в Elcoteq.
«Для меня не проблема продать с минусом, поэтому у меня нет инвестиций, на которых я бы очень много потерял, - сказал он. – Мои первые эстонские инвестиции в EVEA Pank и Pennu Computer Technology обанкротились, но такова плата за обучение. Может, я слишком много думаю о рисках и слишком осторожен - я могу в любой момент начать беспокоиться о какой-нибудь компании».
Для Андерссона инвестирование оставалось хобби до 2007 года, когда он окончательно распрощался с наёмной работой и стал профессиональным инвестором. «Я добился успеха в инвестировании, а не в работе, - пояснил он. – В душе я аналитик, а не предприниматель, который может что-нибудь построить». Инвестировать он предпочитает в европейские акции, так как считает важным близость этого рынка.
Autor: Aripaev
Похожие статьи
Прямые инвестиции в Эстонию в 2014 году увеличились, выяснилось из свежего издания Департамента статистики «Eesti. Arve ja fakte 2015» («Эстония. Цифры и факты 2015).
В этом году в ТОП50 инвесторов Aripaev вошли 50 человек, каждый из которых инвестировал в предприятия Таллиннской биржи по меньшей мере 420 000 евро.
ДВ решили создать своего героя-непрофессионального инвестора. Знакомьтесь, Александр Петрович.
Акции Tallink на прошлой неделе продемонстрировали внушительный рост на фоне достаточно высоких по нашим скромным меркам объёмах. Судоходная компания опубликовала в четверг квартальный отчёт, и финансовые показатели предприятия оказались приятным сюрпризом для участников рынка.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.