Ситуации с фондом VEB, с безответственно и безнаказанно «слитой в унитаз» Estonian Air, в которых ущерб огромен, а виноватых нет и не предвидится, с успешно выведенным имуществом из Кренгольмской мануфактуры, с опустошением задолжавшей кредиторам Autorollo (этот список можно долго продолжать) – это всё частные случаи системы.
Системы, которая строится на высокоэффективных правовых технологиях. Если по частям всё «чисто» и законно, то результат может быть уже любым, привлечь будет некого и не за что. Сегодня многое указывает на то, что политики нередко пользуются услугами квалифицированных консультантов, формируя некий партийный имущественный пул за счёт чужих, как ни крути, денег. Или бюджетных, или банковских, или вообще частных, но ЧУЖИХ. Да, чаще всего это не доказуемо, но в противном случае не было бы всех этих грязных историй с фондом VEB и 32 миллионами, с «десяткой» Калласа, всеми этими «автороллами» и ещё многих других, о которых общественность даже не знает.
Не удивительно, что именно политики создают условия для безнаказанного дележа чужих средств. Недавняя новость: Министерство юстиции инициировало программу развития законотворчества, в рамках которого предлагается убрать из уголовного кодекса статью, предусматривающую ответственность члена правления за несвоевременную подачу заявления о банкротстве. То есть, когда привлекали обычных предпринимателей, о лучшем законотворчестве речи не было, а когда оказалось, что эта статья «ломится» руководству Estonian Air и Autorollo, то состав сразу потребовалось убрать из УК. Избирательный подход? Мы вовсе не сторонники драконовских мер и не призываем сажать предпринимателей без разбору, но ликвидация какой-либо ответственности - это другая крайность. Она вызывает серьёзное беспокойство, т.к. зачистка предприятия перед банкротством и вывод имущества – серьёзная проблема и совсем не на уровне отдельных кредиторов. Всё значительно масштабнее. К сожалению, Эстония может экспортировать не только информационные, но и прикладные юридические технологии, т.к. по качеству юридических схем для вывода/передела имущества она заметно опережает многие страны, вот только чести ей это большой не делает.
С профессиональной точки зрения и вне вопроса о моральности надо признать, что иногда юристы «играют» красиво. Но случаются и проколы, и Autorollo – очевидно, один из них. Мы не знаем достоверно, свечку не держали, но много признаков указывают на то, что в этом деле на одном татами сошлись коллеги, занимающиеся примерно одними и теми же вещами, хотя некоторые из них и делают вид, что они как минимум Зорро и Бэтмен, спешащие на помощь. Эти маскарадные костюмы пусть никого не обманывают: сегодня он Бэтмен, а завтра Джокер. Работа у них такая – маски менять.
Теперь же Минюст решил облегчить жизнь специалистам-схеморазработчикам: «Рисуйте, родные, не бойтесь, за неподанное заявление о банкротстве теперь ничего не будет.» ДВ находят, что не нужно бросаться в крайности. Излишняя криминализация не на пользу, но и декриминализация действия, которое нередко используется в откровенно воровских схемах, приведёт к тому, что заниматься бизнесом честно будет невыгодно и бессмысленно.
Похожие статьи
Таллиннский окружной суд вынес вчера решение по гражданскому иску о банкротстве OU Autorollo, согласно которому ответчиком по делу признана министр иностранных дел Эстонии Кейт Пентус-Розиманнус (Партия реформ).
Пыхьяская окружная прокуратура предъявила Вяйно Пентус и Сийму Рооде обвинение в преступлениях, связанных с банкротством Pohja OU Autorollo.
По данным министерства финансов, долг Estonian Air эстонскому государству на момент смены года составлял 41,1 млн евро с учетом интресса.