По словам аналитика LHV Хейдо Витсура, вся экономика Европы находится «на грани летаргического сна», и надежды на улучшение ВВП Эстонии в ближайшее время нет.
Сегодня Департамент статистики опубликовал уточненные
данные по росту экономики Эстонии – если предварительные данные показывали, что ВВП упал в первом квартале на 1,9%, то сегодня выяснилось, что этот показатель составляет 1,4%. По словам Витсура, речь идет лишь о незначительном улучшении показателя, которое особенно ни на что не влияет.
По словам Витсура, данные о ВВП никогда не бывают мгновенными и точными, поскольку содержат много производных показателей. «Очень сложно высчитать ВВП в случае с микропредприятиями и в такой весьма открытой экономике как эстонская, поскольку за ходом всех мелких сделок уследить невозможно, и многое выводят на основе обзора. Мы должны находить среди мириада мелких предприятий фирмы-индикаторы и следить за ними», - сказал он.
«Например, высчитать экономический рост Индии или Китая было бы гораздо проще, поскольку там 75% валового продукта экономики производит крупная промышленность, а в Эстонии нет ни одного настолько крупного предприятия, которое можно было бы считать универсальным индикатором», - добавил он., как предполагалось ранее, особенно ничего не значит, считает Витсур. «Кажется, что половина процентного пункта – это много, ведь падение оказалось на четверть меньше, чем было ранее объявлено, но мы ведь редко в жизни задумываемся о пяти промиллях, это не играет большой роли», - объяснил аналитик.
То, что падение экономики, по уточненным данным, оказалось не таким большим
По словам Витсура, до сих пор силу экономики Эстонии обеспечивали Финляндия и Швеция, однако сейчас они самые слабые в Европейском Союзе, если не считать некоторые южноевропейские страны. А Латвия и Литва находятся в другом экономическом пространстве, и соседняя с Литвой Польша сейчас одна из самых сильных стран ЕС. Поэтому у других балтийских стран дела идут лучше, чем у нас.
«Кроме того, в последние пять лет Литва была гораздо более успешной в
привлечении инвестиций, чем Эстония. Литовцы были агрессивными и целеустремленными, вкладывали энергию не в общие лозунги, а конкретно работали, разбивая многие принципы, провозглашенные нами как святые. Они сделали исключения, например, в той части, какие льготы предлагать инвесторам», - объяснил Витсур.
«Эстонские суда, опять же из-за более низких налогов, кажется, все переехали в Латвию. Своими принципами мы рубим тот сук, на котором сидим. Другие делают исключения и зернышко по зернышку склевывают у нас из-под носа инвестиции», - добавил аналитик.
Конечно, Эстония может быть довольна тем, что безработица у нас на 4 процента ниже, чем в среднем по ЕС. Однако в то же время у нас много свободных рабочих мест, которые мы не можем заполнить как раз-таки из-за того, что они остались свободными после тех, кто уехал в Финляндию.
«По финским данным, 60 000 наших людей платят в Финляндии социальный налог. Это одна десятая нашей рабочей силы. Рабочих мест у нас может быть сколько угодно, но прибыль от них сейчас не учитывается в ВВП. В таких условиях все больше эстонцев отказываются работать здесь», - сказал Витсур. обстоятельство по сравнению с Латвией и Литвой. А именно, Эстония экспортирует энергию, а Латвия и Литва импортируют. Теплая зима, таким образом, пошла им на пользу, а нам – во вред.
Все же, по мнению Витсура, у Эстонии есть одно объективное смягчающее
В Эстонии нет индикаторов, на основе которых можно было бы предсказать дальнейшее направление экономики, поскольку сигналы, по словам Витсура, противоречивы. Однако в среднем экономический фон сейчас плохой, считает аналитик. «Молочная промышленность, конечно, сообщила, что их дела в России идут отлично, однако с точки зрения остальной экономики, ситуация в Финляндии по-прежнему плохая, и говорят, что еще хуже, чем предполагалось. Поэтому некоторые отрасли работают нормально, а некоторые – со сложностями», - сказал Витсур.
«Все же европейский центробанк не без повода пошел на беспрецедентный шаг, сделав
ставки по интрессам негативными для коммерческих банков. Европейская экономика в целом находится на грани летаргического сна, активность низка, и без сильных стимулов не стоит надеяться на ее восстановление. Снижение интрессов может ее активировать, однако для Эстонии влияние этого шага проявится не моментально, а с задержкой. Надеяться на большие изменения во втором квартале все же нельзя», - сказал Витсур.
Autor: Мари Метс dv.ee
Похожие статьи
По сравнению с тем же периодом прошлого года из-за низкого внешнего спроса снизился как экспорт промышленности, так и экспорт товаров общеэкономического значения.
Департамент статистики опубликовал сегодня уточненные данные о росте экономики Эстонии в первом квартале 2014 года.
Опубликованные данные не дают причины надеяться на неизбежное ускорение роста экономики, считает аналитик SEB Рута Арумяэ.
Согласно уточненным данным, эстонский внутренний валовой продукт (ВВП) уменьшился в первом квартале 2014 года на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Конкурентным преимуществом Эстонии на протяжении долгого времени была дешевизна рабочей силы. Как отказаться от дешевых работ, пишет экономический аналитик и советник премьер-министра Марис Лаури.