• OMX Baltic0,09%271,91
  • OMX Riga−0,16%862,52
  • OMX Tallinn0,33%1 732,68
  • OMX Vilnius−0,22%1 064,37
  • S&P 5000,00%6 040,04
  • DOW 300,00%43 297,03
  • Nasdaq 1,35%20 031,13
  • FTSE 1000,42%8 136,99
  • Nikkei 2251,12%39 568,06
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,96
  • GBP/EUR0,00%1,2
  • EUR/RUB0,00%103,98
  • OMX Baltic0,09%271,91
  • OMX Riga−0,16%862,52
  • OMX Tallinn0,33%1 732,68
  • OMX Vilnius−0,22%1 064,37
  • S&P 5000,00%6 040,04
  • DOW 300,00%43 297,03
  • Nasdaq 1,35%20 031,13
  • FTSE 1000,42%8 136,99
  • Nikkei 2251,12%39 568,06
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,96
  • GBP/EUR0,00%1,2
  • EUR/RUB0,00%103,98
  • 13.03.09, 08:13
Внимание! Этой статье более 5 лет, и она находится в цифировом архиве издания. Издание не обновляет и не модифицирует архивированный контент, поэтому может иметь смысл ознакомиться с более поздними источниками.

Как всё это пережить?

Кризис - это совсем неплохо. Он позволяет реформировать свою жизнь, найти подлинные ценности и стать по-настоящему, а не по какой-либо причине, счастливым, считает Президент Российской психотерапевтической ассоциации Равиль Назыров.
"ДП": Сейчас известен ряд случаев самоубийств владельцев бизнеса и наемных работников из-за последствий экономического кризиса. Ваше мнение по этому поводу как профессионала.
Р.Н.: Научное объяснение таких самоубийств позволяет дать теория суицидального кризиса. При блокировании целенаправленной жизнедеятельности внешними обстоятельствами, при конфликтах и утратах в высокозначимой для личности сфере, у человека развивается социально-психологическая дезадаптация. Она возникает, по сути, не от того, что у человека рухнул бизнес, а потому, что в системе его ценностей он занимал неадекватно значимое место.
У обычного нормального человека главной ценностью является он сам – так называемая "Я-концепция" - система представлений о самом себе. Ее ценность выше всего, даже близкие люди, любовь и работа занимают подчиненное значение. У людей с искаженной системой ценностей в центре находится что-то другое или кто-то другой. Это помогает трудиться не покладая рук, но ситуация потенциально опасна, так как все может измениться: любовь закончиться, дети вырасти, а бизнес разрушиться. Нужно научиться подчинять ценности себе и не допускать, чтобы даже самые важные дела становились важнее нашей жизни.
"ДП": Сегодня, наверное, многие люди испытывают серьезные психологические проблемы. Вы, как специалист в области психотерапии, уже почувствовали это?
Р.Н.: В таких ситуациях обычно бывают две фазы, так было в 1998 году и сейчас. В первый момент, когда непонятно что происходит, возникает ориентировочная реакция и идет резкое падение обращаемости к нашим специалистам. Такое относительное уменьшение потока было, но начиная уже с декабря, наступил всплеск обращаемости. Люди более-менее понимают, чего можно ждать от кризиса и теперь идут, потому что возникают вопросы к самому себе. Точно также как страна пересматривает свою экономическую, финансовую политику, также и человек переживает перелом.
Вопросы, которые встают в это время: "Чем я занимался? Правильно ли я это делал?" - относятся к вопросам экзистенциального, смысло-жизненного плана. Эти вопросы в психотерапии сейчас звучат чаще, чем это было год или полтора назад, когда все жили в условиях хорошей экономики. Находясь в состоянии успешности - движении по привычной траектории или обитания в экологической нише - подобные вопросы не возникают.
"ДП": Каким образом экономический кризис связан с личным?
Р.Н.: Когда общий экономический кризис затрагивает нас, то, несмотря на боль, связанную с крушением наших планов, работы или семьи, он делает нас открытыми к изменениям. И если приходится реформировать свою жизнь по экономическим причинам, то стоит этой ситуацией воспользоваться и подойти к ней как к более общему случаю личного кризиса, задуматься об идеалах, жизненных целях, своем окружении. Поставить перед собой вопросы, которые с оговорками можно уложить в три принципиальных вопроса человеческого бытия: "Кто я такой есть?", "Откуда я пришел?" и "Куда я иду?".
"ДП": Почему необходимо решать для себя эти вопросы?
Р.Н.: Это не биологическая доминанта, а психосоциальная сущность. Человек отличается от животного тем, что у него существует самая поздняя в онтогенетическом смысле настройка, которая определяет его духовные движения. Тот, кто идет по собственному пути рано или поздно с этими вещами столкнется. Только познав эти противоречия, прожив их и научившись ими управлять, человек постепенно находит свое подлинное место в жизни.
Ведь часто мы, вообще, не понимаем, кто мы есть на самом деле - наша внешняя социальная личина, не есть мы сами. Она доминирует, за нее ратует все общество, но на каком-то этапе человек начинает понимать, что "я" внутри – это одно, и это и есть моя мощь, а остальное - способы использования социального механизма. Я пользуюсь своими ролями как инструментами, чтобы добиться какой-то цели. Я выполняю роль руководителя, сына, мужа, друга и могу выходить из них.
Сегодня Общество потребления многие вещи предписывает, поэтому какое-то время можно двигаться вдалеке от этих вопросов. Обращение к ним, к сожалению, часто происходит через кризис, через обстоятельства, которые показывают бренность моих собственных представлений об этом мире. Сейчас хорошее время для того, чтобы поставить перед собой эти вопросы, что-то вроде внешней помощи для осознания собственных проблем. Если они возникнут вне всеобщего кризиса, то все будет проходить гораздо сложнее.
"ДП": Но разве нет определенных возрастных точек, когда эти вопросы встают перед человеком?
Р.Н.: Жизнь дает нам время от времени сюжеты, когда обостряются наши противоречия: ранний и поздний подростковый возраст, выбор профессии, ее уточнение, планирование заката своей карьеры, окончание воспитательной функции семьи, снижение сексуального влечения и другие... Если человек более-менее нормально проходит эти точки, то каждый последующий кризис будет проходить проще, но если он убежал от каких-то проблем, не соприкоснулся с ними, то каждый последующий кризис будет удваиваться, туда будет включаться предыдущий нерешенный материал. И на каком-то этапе может так встряхнуть, что понадобится кризисная психотерапия.
Если говорить про "кризис среднего возраста", то его как такового нет. Это типичный кризис людей, которые шли по накатанной дорожке, когда им кто-то со стороны помогал определиться внутри - родители, окружение - и потом они поняли, что не тот вуз закончили, работают не там и не с тем человеком семью создали.
У меня был пациент, которому родители помогали сделать карьеру в крупном банке. И когда его повысили с начальника отдела до начальника департамента, он вдруг понял, придя на следующий день на работу, что это какая-то ложная конструкция. Он думал, что социальные достижения принесут покой и гармонию, появится ощущение собственной реализованности, а выяснилось, что это просто одна из ступенек карьеры, требующая еще большей суеты, труда и ответственности.
Мы включены в жизненное пространство, где многое сделано исключительно для облегчения коммуникаций, а мы думаем, что это кем-то определено. Можно сделать аналогию с правилами дорожного движения, где все отрегулировано, но знаки и стрелки не имеют никакого отношения непосредственно к целям человека. Они предписывают, но не направляют. И самое главное, никакой ответственности не несут
"ДП": С какими аспектами человеческого бытия мы обязательно соприкасаемся?
Р.Н.: Бессмысленность, одиночество и смерть. Часто мы живем думая, что в нашей жизни есть заданный кем-то смысл. Почему хорошо "тусоваться" на презентациях, следовать традициям, быть связанным различными взаимоотношениями - это дает ощущение осмысленности бытия.
Если от меня требуют приходить на работу к 10, а уходить в 19, то я могу с этим бороться, но у меня есть понимание того, что во мне заинтересованы, и если по каким-то причинам это перестает быть нужным - я теряю работу или свой бизнес как в ситуации кризиса - то возникают сильные переживания: "А в чем тогда смысл жизни?" А смысла жизни никакого нет, человек его может сформулировать сам и, признав, двигаться в этом направлении, а на каком-то этапе его можно изменить. Для людей это непростое открытие и дается оно очень тяжело.
Вторая важная вещь – принятие одиночества. На внешнем уровне, как правило, у человека есть близкие, друзья. Он считает, что он нужен, ему об этом периодически говорят в семье, на работе. Но внутри человек одинок - в этот мир он пришел один и никто вместе с ним не уйдет. Часто боясь одиночества, люди заполняют свою жизнь случайными связями. Один мой пациент описал гостей на своем дне рождении в терминах "нужности": этот ремонтирует машину, другой - помогает с банком, третий - влияет в администрации города и так человек …дцать. А на вопрос: "А кто из них просто твой друг?" Он с грустью ответил:"А друга у меня нет, я одинок".
В жизни существуют законченные стереотипы последовательных действий, ролевые и игровые отношения. России свойственны больше ролевые отношения, а для западных стран - игровые. И те, и другие - неподлинные и неискренние. Мы осуществляем ложь по отношению к окружающему миру, но внутри отдаем отчет, где мы говорим правду, а где – неискренни. Пока я считаю, что я не одинок, я имитационным образом хочу сохранить вокруг себя какое-то количество людей, чтобы чувствовать, что я с кем-то. Когда же я признаю свое одиночество, то возникает парадоксальная ситуация – я не нуждаюсь теперь ни в каких действиях, чтобы потакать своим слабостям, я могу выбирать тех людей с кем по-настоящему хочу быть рядом. Людей получается меньше, но контакт более качественный.
И самый важный, но очень сложный вопрос - принятие своей собственной смерти. Все, что с ней связано, вызывает страх и неприятие. Но в реальности, именно осознание смерти, принятие ее неизбежности приводит к тому, что начинаешь спешить в жизни, ценить каждую минуту, наполнять ее содержанием.
"ДП": Какой совет Вы можете дать читателям?
Р.Н.: Совет вытекает из логики стратегического личностного движения: не убегать от внутреннего кризиса, а способов это сделать много: алкоголь, религия, работа, экстремальные виды спорта, патологический шопинг. Если стало одиноко, не звонить приятелям, не смотреть телевизор, а отдаться этому ощущению, позволить себе побыть в нем. Возможно, за этим откроется что-то очень важное. Могут помочь подлинные образцы искусства, например, книга и еще - настоящий друг. Но, настоящих друзей мало, да и книгу соответствующую моменту найти очень непросто.
Может помочь экстремальный поход с полным погружением, где идет проверка по-настоящему. Хотя есть такие люди, которые наоборот убегают от жизни в походы. Существует еще такой инструмент как экзистенциальный тренинг, на котором человек под руководством мастера намеренно сталкивается и разрешает для себя вопросы смыслообразования, и таким образом получает прививку от настоящих болезней бытия. Большинство людей вполне могут справиться сами. Если человек не справляется сам, то тогда психотерапевт может стать партнером по преодолению кризиса.
"ДП": Давайте возьмем конкретный случай: человек уволен или его бизнес рухнул. Что тогда делать?
Р.Н.: Если, несмотря на все приложенные усилия, сложилась такая ситуация, то стоит:
1. Принять увольнение. Это ключевой момент. Для того чтобы начать строить заново надо разрушить конструкцию и расчистить стройплощадку.
2. Принять одиночество. Не слушать друзей и близких, предлагающих быстрые решения типа: "Есть одно место. Это не то, что тебе нужно, но на время…!".
Никаких временных решений. Свой ресурс временности Вы уже пережили. Не исключено, что именно близкие и подталкивали Вас к работе, где Вы были неуспешным сотрудником. Подталкивали, но не несли ответственность.
3. Задать себе неприятный вопрос: "Что я такого делал, что меня терпели только при благополучной рабочей ситуации? (Почему я не был ключевым игроком в этом бизнесе?). Заканчивать размышления на эту тему можно только когда у вас появится детальный анализ причин Вашей малой значимости для конкретной работы, а также принятие факта, что эта работа не была работой Вашей мечты. Составить список фигур в Вашей жизни, которые скорее мешали, чем помогали.
4. Осознание нового смысла. Задать себе вопрос: "А что же на самом деле я хочу делать в жизни? Что я буду делать с таким интересом, вовлеченностью и силой, что буду значимой, не исключаемой фигурой. И когда поймете, что Вам нужно на самом деле, тогда уже обратиться к друзьям и близким.
5. Проверка своего окружения. Те, кто примут хотя бы Ваши разговоры о новых планах и целях можно оставлять в списке друзей, а остальных, стоит временно отдалить. Это должен быть обстоятельный разговор с искренним рассказом о новых замыслах. Часто нас не просто поддерживают, а помогают со всей силы, если это настоящие друзья.
6. Ну а потом уже занимаемся поиском новой работы или пишем бизнес-план, ищем команду и средства.
"ДП": Что это даст, в конечном итоге?
Р.Н.: Поначалу будет очень страшно, но потом, сделав несколько циклов, человек поймет, что мир этот для него создан, его любовь ценнее каких-то условностей. Только после этого может быть настоящая любовь, выстраивание настоящих ценностей, настоящая работа. И жизнь начнет перестраиваться под него самого…
Autor: Наталья Матюкова

Похожие статьи

  • ST
Content Marketing
  • 12.12.24, 12:24
План эстонской системы социального страхования зародился на кухне Сийма Калласа
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.

Сейчас в фокусе

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на рассылку и получите важнейшие новости дня прямо в почтовый ящик!

На главную