ВВП падает на треть, безработица достигает
четверти трудоспособного населения, промышленные запасы теряют до 80% своей
стоимости, банкротятся 40%, или два из каждых пяти банков, подоходный налог
вырастает более чем в 2 раза, до 63%. Эта апокалиптическая картина – Великая
депрессия в Америке 80 лет назад.
68 000 банкротов, примерно 8 миллионов безработных, гиперинфляция – это великая депрессия в Германии.
Монополизация экономики, свыше 12 500 предприятий обанкротились, или были поглощены крупными предприятиями, беспрецедентно мощное вмешательство государства в экономику и укрепление власти Муссолини – это великая депрессия в Италии.
Таковы не очень известные подробности достаточно известного периода мировой истории. Но это далеко не всё.
Это может показаться невероятным, но именно во времена великой депрессии в Соединённых Штатах Америки появился всемирно известный производитель полупроводников, компания Texas Instruments, чей годовой оборот в 2007 году достигал 150 миллиардов крон и количество сотрудников свыше 30 000 человек. В то же время появилась и компания Tyson Foods, поставщик полуфабрикатов для большинства сетей быстрого питания в США, с оборотом порядка 290 миллиардов крон в год (больше, чем ВВП Эстонии). Также на свет появился легендарный производитель детских игрушек Fischer-Price и целый ряд других известных компаний.
Не испугал экономический кризис и жившего в Германии Фердинанда Порше, который в 1930 году основал компанию Porsche AG. Автомобили именно этой марки завоевали в 2006 году титул самого престижного транспортного средства. Коллега Порше, живший в Италии Баттиста «Пинин» Фарина, основал в том же году легендарное дизайнерское ателье Pininfarina. Именно этому ателье мы обязаны дизайном ряда моделей таких производителей, как Volvo, Jaguar, Maserati, Rolls-Royce, Ferrari. В Японии в то же время появились такие компании, как производитель электроники Akai и производитель автомобильных покрышек Bridgestone.
Таких примеров достаточно много, и все они подтверждают одно и то же правило – время перемен порождает возможности. Как хорошие, так и плохие времена дают множество возможностей, разница лишь в стратегии. В этом и кроется причина того, почему успешные в период роста экономики бизнес-модели могут не работать во времена спада. Вопрос не в том, возможно ли, а в том, как заработать и добиться успеха.
Мы привыкли видеть во всём чужие ошибки и невыполненную работу. Во всём виноваты «они», будь то нестабильность на финансовых рынках, падение спроса, политические решения или кто или что бы то ни было ещё. В то же время как-то забывается, что как хорошие, так и плохие времена – всё это является частью бизнес-плана, как и оценка возможных рисков, возможности их минимизации и возможные сценарии действий в случае их реализации. Нынешняя тяжёлая ситуация есть ни что иное, как реализовавшиеся классические риски – экономический, политический и финансовый. И именно бизнес-план должен бы описывать возможности минимизации последствий этих рисков и сценарий того, что теперь и как надо делать. У многих ли из нас подобные приготовления сделаны? И если не сделаны, то неужели в этом виноваты банкиры с Уолл Стрит?
И во времена Фердинанда Порше было достаточно тех, кому не хватило смелости ухватиться за имеющиеся возможности. Многие их просто ничего вокруг не замечали, поскольку готовы были видеть только проблемы. Кто-то видел, но не был готов действовать, не был готов к ответственности. Имена этих людей мы уже не помним, тогда как автомобили марки Порше радуют нас по сей день.
Прошло 80 лет, а мы снова стоим лицом к лицу с кризисом ответственности, который во время больших возможностей не даёт нам их использовать и развиваться дальше. В мировой истории были и более тяжёлые времена, чем пессимистично прогнозируемый 7-9%-ный негативный рост экономики, но и в эти времена рождались замечательные идеи, продкты и предприятия. Наши предшественники доказали, что выйти из кризиса победителем возможно.
Желаю нам всем способности видеть возможности и удачного инновационного года!
Autor: EAS Дмитрий Бурнашев
Похожие статьи
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.