Если раньше должниками по кредитам в
основном были те, кто купили недвижимость для дальнейшей продажи, то в конце
прошлого года проблемы с возвратом кредита стали все чаще возникать у заемщиков,
которые недавно потеряли работу и заложили жилье.
При этом банки отмечают, что пока рано говорить о массовых банкротствах домашних хозяйств и выселении жильцов, пишет
BizNews.lv.
Банкам процедура отчуждения недвижимости невыгодна, поэтому большинство проблем решаются «мирным» путем, рассказали газете Diena представители банков.
«В нашем понимании настоящий кризис начался только в октябре прошлого года, так как тогда начал расти уровень безработицы и клиенты, потерявшие источник дохода, начали опаздывать с выплатами по кредитам», - комментирует вице-президент банка SEB Казимир Шлякота.
О такой же тенденции говорят и представители банка Swedbank. «Раньше это были кредиты, взятые в 2007-2008 гг., когда проблемы с выполнением обязательств возникали или из-за того, что люди «набрали» слишком много, или из-за того, что клиенты были заняты в сфере строительства или недвижимости. В свою очередь, в декабре проблемы появились с выплатами по кредитам, взятым в 2004-2005 гг., так как заемщики начали терять работу», - говорит руководитель отдела финансирования частых лиц Дзинтарс Калниньш.
В SEB отмечают, что примерно половину кредитов с задержками выплат составляют так называемые спекулятивные сделки, в свою очередь, в Swedbank объем таких кредитов невелик.
По словам Калниньша, заемщиков условно можно разделить на три категории. Во-первых, это те, кто брал кредит, чтоб приобрести квартиру или дом для жизни. Они обычно активнее всех решают свои проблемы, так как боятся остаться на улице. Вторая группа – жители, которые покупали новое жилье, «придерживая» старое и желая подождать с его продажей. Теперь, когда рынок рухнул, реализовать эти объекты трудно, но возможны разные варианты решения, например, сдача в аренду. Еще одна группа – «спекулянты». «На тех, кто во время бума скупил несколько объектов, смотрим, как на бизнес. Если нет прибыли, то нужно продавать, так как ты не можешь отвечать за объекты», - говорит специалист Swedbank. Подобного подхода придерживаются и в SEB.
В обоих банках подчеркивают, что отчуждение недвижимости – очень длительный процесс, который решаются начать в очень редких случаях. «Имущество клиента – последний пункт наших интересов. Мы стараемся максимально вытягивать клиента до этого», - признает Калниньш.
Autor: dv.ee Istsenko Olga
Похожие статьи
Многие семьи в Эстонии порой оказываются в сложных жизненных обстоятельствах. Но даже небольшая помощь способна существенно облегчить их положение и дать надежду на лучшее. В этом году компания
Wallester присоединилась к важной благотворительной инициативе, став партнером фонда
Naerata Ometi. Миссия этой организации проста – не оставлять людей наедине с их бедами.