По мнению эстонских политиков, есть
опасность, что при нынешнем уровне расходов госрезервы страны очень
скоро будут исчерпаны. Кроме того, вряд ли Эстония сможет
обойтись без кредита от МВФ.
Бывший директор банка Hansapank Индрек Нейвельт заявил газете Aripaev, что ситуация в стране всё больше схожа с ситуацией в Латвии, и если ничего не будет предпринято, то осенью мы будем стучаться в двери МВФ.
"Политики должны, наконец, признать, что положение очень серьёзное. Нужно собраться, позвать экономистов и разработать антикризисную программу", - отметил Нейвельт.
По его словам, ситуация сейчас хуже, чем предполагалось даже месяц назад. Удивляет скорость, с какой этот кризис распространяется, признал Нейвельт.
"Наше положение близко к тому, что было в Латвии. Отличие состоит только в том, что нам не надо поддерживать местные банки, и у нас есть резервы. Необходимо осознать, что если оставить всё как есть, осенью мы будем стучаться в двери МВФ. Никто, кроме Европейской комиссии и МВФ, нам кредита не даст", - уверен бизнесмен.
Вчера в своём интервью газете Aripaev министр финансов Ивари Падар заявил, что надеется именно на кредиты, которые п?????????? ????? ????? ???????????озволят сохранить резервы.
Нейвельт признал, что сейчас у Эстонии только один выход: сократить бюджетные расходы и зарплаты примерно на 10-15%, а также частично использовать резервы.
В качестве альтернативы он предложил сокращение расходов примерно на 5%, использование резервов полностью и получение кредита в МВФ. "Но тогда в 2010 году мы окажемся опять у разбитого корыта. Сейчас всё указывает на то, что мы вернёмся к уровню 2005 года. Только кредитная нагрузка будет значительно больше, чем тогда", - отметил Нейвельт.
"Мы не сможем избежать сокращения социальной программы. Это больно, но другого выхода нет. Утешает то, что цены продолжают снижаться", - добавил он.
Действующий в Эстонии крупный инвестор Йоаким Хелениус считает, что в стране можно спокойно обойтись 5-10 самоуправлениями, а правительство должно значительно урезать свои расходы.
По мнению политиков, есть опасность, что при нынешнем уровне расходов очень скоро резервы подойдут к концу.
Председатель финансовой комиссии, реформист Юрген Лиги заверил, что в резервах осталось в общей сложности 20 млрд. крон. "Использование резервов неизбежно. Также мы ещё не всё сделали для сокращения расходов", - добавил он.
По словам Лиги, в случае недополучения налогов Закон о госбюджете позволяет Падару заморозить расходы. В прошлом году он от этого отказался.
Входящий в Центристскую партию экономист Хейдо Витсут признался, что его беспокоит быстрое сокращение госрезервов.
Бывший министр финансов, нынешний член парламентской фракции Таави Вескимяги пояснил, что на конец ноября 2008 года стабилизационный и кассовый резерв составлял около 21 млрд. крон, в т.ч. чрезвычайный резерв пенсионного страхования -
около 5 млрд. крон.
Министерство финансов сообщило вчера, что в 2008 году дефицит сектора центральной власти составил 5,2 млрд. крон. "Скорее всего, дефицит будет около 2,5% от ВВП. Тем самым 2009 год нам нужно начать с резервом примерно в 15 млрд. крон", - заключил Вескимяги.
Министр финансов, социал-демократ Ивари Падар подтвердил использование резервов и добавил, что на второй неделе февраля станут известны условия для получения кредита, необходимого для инвестиций.
Падар отметил, что в 2008 году дефицит бюджета в размере 5 млрд. крон был финансирован прежде всего из кассового резерва. "Мы планируем прибегнуть к кредитам, а также сократить расходы. Всё это должно согласовываться с различными мерами, которые оживили бы ситуацию", - пояснил министр финансов шаги по сокращению дефицита бюджета, который явно выйдет за рамки планируемых 3%.
"Ясно, что для того, чтобы остаться в пределах 3%, в течение первого квартала необходимо составить новый негативный бюджет. Мне больше нечего сказать", - подвёл итог Падар.
Autor: Карте Пилвински Лемми Канн Вирге Лахе
Похожие статьи
Сегодня кажется немыслимым вести деятельность и работать в стране, где нет страхования от безработицы и соответствующего учреждения. Тем не менее, всего несколько десятилетий назад, когда мы начинали выстраивать социальную систему Эстонии, в ее необходимости многие очень сомневались. Однако создатели страхования были убеждены в том, что это действительно важно.