Если показатели экономики в ближайшие годы будут улучшаться, то размер налогов вновь будет пересмотрен, надеется депутат Рийгикогу от Партии реформ Мария Юферева-Скуратовски.
- Депутат Рийгикогу Мария Юферева-Скуратовски. Foto: Ольга Макина
В период экономического спада для политиков выгоднее всего находиться в оппозиции. Можно публично критиковать решения правительства, завоевывать симпатии народа, говоря именно то, что хотят слышать люди, и утверждать, что все можно было сделать по-другому и лучше. Самой успешной в этом вопросе оказалась партия «Отечество» – ее рейтинги бьют все мыслимые рекорды. Дело дошло до того, что даже партнеры реформистов по коалиции пытаются дистанцироваться от непопулярных решений, хотя все решения в коалиции принимаются сообща.
Давайте проанализируем основные претензии народа и оппозиционных партий к экономическим решениям коалиции и постараемся разобраться, а можно ли было сделать что-то по-другому.
Налоговая нагрузка – одна из самых низких по ЕС
Сразу скажу, что никому не нравится и не может нравиться повышение налогов. Обвинения в адрес правящих партий и лично премьер-министра в том, что перед выборами в Рийгикогу не было разговора о том, что будут повышаться налоги, понятны и оправданы. Хотя справедливости ради стоит отметить, что реформисты во время предвыборной кампании говорили о необходимости привести финансы государства в порядок, а социал-демократы даже предлагали увеличить ставку подоходного налога до 28% для тех, кто получает более 3000 евро в месяц. Я думаю, что для среднего класса, который в основном и обеспечивает устойчивое развитие государства, такой налоговый поворот вызвал бы еще больший шок. Ведь многие люди для того, чтобы заработать сумму выше 3000 евро, вынуждены трудиться на двух работах.
Неприятная для многих правда заключается в том, что, если бы сейчас не были приняты решения о весьма умеренном повышении налогов в ближайшие годы, то выросла бы долговая нагрузка государства и увеличились бы процентные выплаты по госдолгу. Более того, если бы не были предприняты шаги для улучшения состояния бюджета, то наш внешний долг превысил бы 4% от ВВП. Именно на это и указывал весенний прогноз министерства финансов. А в этом случае наш внешний долг превысил бы разрешенный ЕС уровень, который недавно установил максимально разрешенную ставку в 3% и потребовал от всех стран Евросоюза привести свои бюджеты в порядок.
Казалось бы, ну какое дело обычным жителям страны до размера внешнего долга страны. В ряде стран ЕС он вообще превышает 100% и ничего, живут же люди. Оказывается, размер внешнего долга рано или поздно может коснуться каждого человека. Самый простой пример – для приведения бюджета в порядок государство может не только повышать налоги, но и сокращать пенсии, пособия и размер оплаты бюджетных работников. Кроме того, высокий госдолг может привести к тому, что увеличится размер процентов по госзайму. А инвесторы в свою очередь предпочитают вливать свои капиталы в те государства, которые следуют бюджетной дисциплине. Я понимаю, что для многих это покажется слабым утешением, но до сих пор налоговая нагрузка – одна из самых низких в ЕС.
Я думаю, что, если показатели экономики в ближайшие годы будут улучшаться, то размер налогов вновь будет пересмотрен.
Обратимо ли падение экономики?
Успех предпринимателей – это гарантия успеха экономики нашей страны. Именно они создают рабочие места и способствуют развитию государства. К сожалению, последние годы выдались чересчур сложными для наших предпринимателей – коронавирус, энергетический кризис и война в Украине. Это стало огромным ударом для многих – им потребовалось адаптироваться к изменениям, пересматривать бизнес-модель, искать новых партнеров для экспорта и закупки сырья. Горькая правда заключается в том, что справились далеко не все, части производств пришлось свернуть свою деятельность, кто-то до сих пор балансирует на краю.
Мы сейчас находимся в весьма необычной ситуации, в которой конъюнктура Северной Европы гораздо слабее по сравнению со всей остальной Европой. И если в целом здесь ожидается рост экономики, то у наших ближайших соседей – наоборот, спад. Торговые связи нашей страны со Швецией и Финляндией очень важны. Если уровень экспорта из Эстонии в эти страны составляет 25%, то для Латвии и Литвы эти показатели ограничиваются соответственно 10% и 6%. Самый значительный спад в сферах недвижимости и строительства. Так что восстановление нашей экономики также зависит от того, как будут развиваться дела у наших скандинавских соседей.
Разумеется, на развитие экономики влияет и разрыв торговых отношений с Россией. Те, предприятия, которые строили свои бизнес-планы на российском рынке или сырье, находятся в самом сложном положении.
Но в целом прогнозы говорят о том, что в следующем году экономика начнет медленно восстанавливаться, а рост инфляции замедлится. С экономической точки зрения нынешнюю ситуацию имеет смысл все же рассматривать глобально – налоговая нагрузка для предпринимателей одна из самых низких в ЕС, уровень инвестиций по-прежнему высок, процент безработицы достаточно низок, и мы по-прежнему получаем пособия от ЕС.
Умеренные цены на электроэнергию – это залог восстановления экономики. Я думаю, что параллельно с развитием возобновляемых источников энергии, нам необходимо переосмыслить значение сланцевой энергетики для энергетической безопасности и экономического развития нашей страны. Уверена, что общественная дискуссия на эту тему в ближайшие годы станет очень активной.
Похожие статьи
Депутат Рийгикогу Мария Юферева-Скуратовски сообщила о том, что покидает ряды центристов и вступает в Партию реформ.
Мы субсидируем уничтожающую нас экономическую деятельность на сотни миллиардов долларов в год. Простое ее сокращение на треть могло бы значительно спасти природу, заявил известный экономист и профессор Колорадского Университета Эдвард Барбье.
Декларирование налогов в одном месте снизит административные расходы для небольших компаний, работающих на зарубежных рынках, и позволит облегчить трансграничную экспансию.
Из всех грядущих налоговых изменений появление налога на автомобили вызывает наибольшую критику. Налоговые юристы бюро Wallace Линелл Рауд и Карел Ромет Педаяс объясняют причины.