Стремление Эстонии оказаться первой, кто придумал, как конфисковать замороженные российские активы, можно понять и похвалить. Но бравурные доклады о том, что модель изъятия уже придумана и вот-вот начнется ее реализация, заставляют задуматься, просчитаны ли все риски, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
- Политический обозреватель ДВ Эльконд Либман Foto: Äripäev
Министерство иностранных дел Эстонии на днях объявило, что в ближайшие недели отправит на согласование проект поправок к Закону о международных санкциях. Таким образом Эстония станет первой страной в Европе, разработавшей схему продажи замороженных российских активов, выручка от которой будет направлена на восстановление Украины.
Желание помочь Украине, подвергшейся агрессии со стороны России, безусловно, похвально. Европейский союз ищет способы обратить замороженные в его банках богатства Российского государства Российского и российских предпринимателей (которых у нас в СМИ чохом окрестили «олигархами») на пользу Украине, но пока не находит. А Эстония, как объявил наш МИД, нашла.
Придержим пока аплодисменты и зададимся вопросом: а просчитаны ли или хотя бы учтены все вероятные риски, связанные с предлагаемыми шагами? Или же важнее первородство как таковое? Впрочем, риск, как и само задуманное деяние, дело благородное.
В странах ЕС заморожены российские активы двух категорий: государственные и частные, принадлежащие лицам и предприятиям, на которые распространяются санкции. С государственными дело обстоит просто и однозначно – их, согласно международному праву, можно заморозить, но нельзя конфисковать. А как только причины, приведшие к замораживанию этого имущества, исчезнут, оно должно быть разморожено и возвращено.
С частным имуществом дело обстоит немного иначе: оно неприкосновенно не, согласно международному праву, а из-за общего принципа неприкосновенности частной собственности. Он, принцип, в общем, не безоговорочный, но может быть нарушен только в результате судебного постановления. В основном по этим двум названным причинам Евросоюз и не может никак найти приемлемого варианта изъятия замороженных российских активов. И даже когда как будто бы что-то нащупывает, оказывается, что не всем, в том числе ведущим, странам ЕС найденные лазейки нравятся.
Так, Германия отвергла идею Брюсселя передать Украине на восстановление часть замороженных средств Центробанка России. Даже идея передать их трастовому фонду, который инвестирует их на рынке и передаст Украине проценты, не встретила единодушного одобрения из-за больших юридических рисков. По мнению министра юстиции ФРГ Марко Бушмана, предложения ЕС по изъятию российских активов «юридически неприменимы». Есть опасения и немного иного рода: высказывается мнение, что передача средств ЦБ РФ Украине откроет «ящик Пандоры» - например, Польша может потребовать выплаты Германией репараций за Вторую мировую войну.
Понятно, что юристы нашего МИДа искали лазейки обхода неприкосновенности частного имущества, числящегося в Эстонии за российским бизнесом. Они нашли его в плане «авансового порядка» использования средств «олигархов». Суть его в том, что, если родина «олигархов» возьмет на себя ответственность за причиненный ущерб и компенсирует его, в будущем у них появится возможность получить компенсацию за конфискованное имущество. Звучит туманно, но похоже мидовских юристов это не очень смущает.
И хотя подлинного текста предлагаемых внешнеполитическим ведомством законодательных поправок общественность еще не видела, наблюдателей не может не смутить удивительная, в свете сказанного о частной собственности, реплика пресс-секретаря МИД Кристин Мересма порталу Delfi о том, что законопроект предусматривает использовать не только санкционированные активы.
Но как бы то ни было, можно будет ожидать многочисленных и бесконечных судебных процессов, в которые наше государство, похоже, готово окунуться с головой за счет налогоплательщиков – ведь ответчиком станет само государство.
Впрочем, это ведь все потом. А сейчас партии «Ээсти-200», в руках которой Министерство иностранных дел и которая, впервые попав не только в Рийгикогу, но сразу же и в правящую коалицию, почти немедленно растеряла свою популярность, очень важно сотворить что-то значимое и яркое. И она с готовностью перехватила эстафетную палочку у ныне оппозиционного бывшего министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу.
Остается еще один вопрос: придуманный нашим МИДом «авансовый порядок» использования конфиската будет предложен Европейскому союзу в качестве возможного варианта или мы как родоначальники метода начнем применять его эксклюзивно?
Конечно, найти способ помощи в восстановлении Украины, причем с привлечением российских средств, чрезвычайно важно, но и также чрезвычайно трудно. Даже в случае падения путинского режима и привлечения нынешних политических и военных руководителей РФ к международному суду, трудно представить себе подписание Россией акта о безоговорочной капитуляции, предусматривающего наложение на страну в целом обязательств по репарациям.
И нелишне при этом вспомнить, что несгибаемость стран Антанты, особенно Франции, в деле выплаты Германией репараций после Первой мировой войны стала одной из главных причин прихода к власти Гитлера. Скорее, «план Маршалла» для Украины представляется в виде комбинации экономической и финансовой помощи Запада с соответствующими обязательствами, взятыми на себя по договоренности новой Россией.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Оппозиция все еще пытается затягивать обсуждение правительственных законопроектов, но конечный итог их усилий очевиден – коалиции удастся одержать победу, причем быстрее, чем предполагали оппоненты, пишет политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Чем бы ни было предложение обустроить по-новому Русский театр — личным мнением автора, пробным вбросом для проверки реакции или же реальным планом Минкульта — именно его такое подчеркнутое выделение вызывает вопросы и порождает версии, пишет политический обозревать ДВ Эльконд Либман.
Министр иностранных дел Маргус Цахкна, будучи в Риге, кинулся защищать латвийские официальные власти по поводу, который хорошо описывается старым анекдотом про школьника, недоуменно вопрошающего в ответ на запрещение произносить слово, означающее название определенной части тела: «Как так. Оно есть, а слова нету?»
Порой кажется, что непримиримая борьба между сторонниками и противниками однополых супружеских союзов идет за название, а не за суть (кроме, конечно, самых непримиримых), пишет политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.