В случае со стартапами нужно критически смотреть, какие из них действительно приносят пользу обществу, предлагая новые технологии, а какие являются просто машинами по привлечению денег, подобными финансовой пирамиде, говорит член партии EKRE Сийм Похлак.
- Эстонии предстоит потрудиться, чтобы стартапы не смотрели на сторону. Foto: Raul Mee
ДВ спросили у политиков, как их партия собирается поддерживать возникновение и деятельность эстонских стартапов и как они планируют удержать их в стране.
По мнению EKRE, эстонская бизнес-среда уже сегодня благоприятна для стартапов, и опасности, что они массово уйдут куда-то еще, не существует. Сходную позицию занимает и «Отечество», лидер которой Хелир-Вальдор Сеэдер заявляет, что его партия предпочла бы, чтобы деятельность с более высокой добавленной стоимостью осуществлялась в Эстонии, и именно из этого государство должно исходить, устанавливая правила, касающиеся труда и иммиграции.
«Необходимо приложить усилия для того, чтобы наше правовое пространство поддерживало привлечение капитала в компании, зарегистрированные в Эстонии, и чтобы навыки наших работников соответствовали потребностям стартапов. Очень важно и быстрое авиасообщение, чтобы приезжать в Эстонию было легко и комфортно», – говорит Сеэдер.
Контролируемая миграция
Социал-демократ Лаури Паэвеэр отмечает, что для стартапов самое важное – это создание для них возможностей, чтобы предприниматели чувствовали, что им здесь рады. «В этом секторе обычно задействованы международные команды, и государство со своей стороны должно обеспечить работникам из других стран максимально комфортные условия. Одно из решений – это стартап-визы», – предлагает он.
Идея стартап-визы близка и реформистам. Как отмечает бывший министр предпринимательства Андрес Сутть, у Эстонии должна быть лучшая в мире виза для начинающих и растущих компаний. «Помимо местных основателей фирм, нам по-прежнему будут нужны предприимчивые и амбициозные люди, покоряющие мир своим продуктом или услугой», – говорит политик-реформист.
Он напоминает, что важнейшим критерием привлечения квалифицированной рабочей силы является качество среды обитания и открытость общества, и обещает, что реформисты будут привлекать в страну высококвалифицированных работников посредством контролируемой миграции.
Немаловажной для столь интернационального сектора, по словам социал-демократа Паэвеэра, является и пресловутая терпимость: «Для социал-демократов важно, чтобы каждый человек независимо от пола, цвета кожи и происхождения, чувствовал себя в нашем обществе востребованным. Главной предпосылкой продолжения истории успеха эстонских стартапов является сохранение сплоченности, открытости и толерантности Эстонии, то есть победа демократического мира над агрессивным авторитаризмом».
Разумеется, практически все партии видят залог успеха в развитии образования в сфере предпринимательства и организации такой научно-исследовательской деятельности, которая способствовала бы сотрудничеству вузов и бизнеса.
«Мы оставим Эстонию открытой для новых технологий (например, финансовых технологий, искусственного интеллекта, беспилотных транспортных средств, интернета нового поколения Web 3.0), установив правила, которые поддерживают внедрение инновационных решений и развитие стартап-сектора. Мы будем поддерживать и развивать сильные стороны стартап-экосистемы», – обещает реформист Сутть.
Bolt доказал, но Wise ушел
Правые партии полагают, что для лучшего функционирования стартапов необходимы налоговые изменения. Parempoolsed призывают отменить двойное налогообложение дивидендов, а в случае крупных инвестиций установить освобождение или скидку от налога на прирост капитала. «Важны налоговые изменения, которые помогут создавать и удерживать штаб-квартиру в Эстонии и управлять группами отсюда», – говорит член Parempoolsed Тынис Конс.
Bolt доказал, что для привлечения денег от крупнейших мировых инвесторов не обязательно регистрировать головной офис в США или Великобритании.
Андрес Сутть
Партия реформ
Реформисты утверждают, что в Эстонии уже существует оптимальная налоговая система, за редким исключением, которое они собираются устранить. «В Эстонии самый лучший подоходный налог для частного лица в мире, а с устранением так называемого налогового горба он станет еще лучше. Это касается и налогообложения опционов, и общей ставки подоходного налога для частного лица», – говорит Андрес Сутть.
С его точки зрения, в Эстонии уже сейчас существует лучшая в мире бизнес-экосистема для стартапов, которая порождает новых учредителей, поддерживает сбор средств и консультирует начинающих. «Bolt доказал, что для привлечения денег от крупнейших мировых инвесторов не обязательно регистрировать главный офис в США или Великобритании – Эстония подходит как нельзя лучше», – замечает Сутть, подчеркивая, что в посткоронавирусном мире главные офисы и центры разработки переместятся туда, где есть квалифицированная рабочая сила, а не наоборот.
Эстония имеет самое большое количество стартапов на душу населения в Европе, а по количеству единорогов на душу населения в мире уступает только Израилю, напоминает и Йоаким Хелениус из «Ээсти 200». Он предполагает, что эстонские стартапы в сфере ИТ, которые и до сих пор демонстрировали наиболее выдающиеся успехи, вероятно, продолжат быстро увеличивать свою долю в эстонской экономике. Поэтому, с точки зрения «Ээсти 200», поддержка стартапов должна стать приоритетом для эстонского государства.
В то же время Хелениус указывает и на существующую проблему. «Успешные стартапы, как только достигали достаточного размера, как правило, переносили свои штаб-квартиры за границу, – напоминает он. – Например, на международном уровне Wise считается британской компанией, поскольку ее штаб-квартира находится в Лондоне».
Чтобы такие компании оставались в Эстонии, по мнению Хелениуса, государство должно оказывать этим компаниям полную поддержку в привлечении сюда иностранной рабочей силы, установить разумный потолок социального налога (например, 4000 евро на человека в месяц), свести к минимуму бюрократию и максимально ускорить предоставление государственных услуг находящимся в Эстонии предприятиям, которые в значительной степени действуют за ее пределами.
Успешные стартапы, как только достигали достаточного размера, как правило, переносили свои штаб-квартиры за границу.
Йоаким Хелениус
"Ээсти 200"
Удобное администрирование, минимум бюрократии, проактивность услуг электронного правительства и т. д. обещают и центристы. «Административная нагрузка на компании обязательно должна снизиться, – замечает кандидат от Центристской партии Андрей Коробейник. – Если в начале века мы были примером для других из-за отсутствия бюрократии, то сегодня многие страны ушли вперед, нужен очередной скачок в развитии».
Без налоговой дискриминации
Что касается потолка социального налога, здесь партии тоже во многом сходятся во мнении. «Для стартапов, несомненно, важен потолок социального налога, что сделает Эстонию более привлекательным выбором для головных офисов», – говорит центрист Коробейник.
Центристская партия предлагает дифференцированный подоходный налог (0%, 20%, 30%) в сочетании с относительно высоким потолком социального налога. «Это уменьшит неравенство в обществе (люди с более низкой заработной платой будут получать больше денег), но в то же время позволит привести в Эстонию умные рабочие места, которые сегодня компании уводят из Эстонии», – обещает Коробейник.
Введение потолка для социального налога в данном случае дало бы нам определенное преимущество при привлечении в страну работников.
Лаури Паэвеэр
зампредседателя СДПЭ
По его словам, нет причин, по которым стартап, работающий в нескольких странах, должен платить социальный налог в размере 33% с месячной зарплаты, например, 20 000 евро в Эстонии, когда можно сделать это по-другому и дешевле.
Ничего не имеют против потолка социального налога и социал-демократы. «В настоящее время мы считаем это разумным, поскольку для первоклассных специалистов уровень зарплаты в мире примерно одинаковый. Введение потолка для социального налога в данном случае дало бы нам определенное преимущество при привлечении в страну работников», – говорит зампредседателя СДПЭ Лаури Паэвеэр.
Другие партии отвечают более уклончиво. «Это, вероятно, будет иметь положительный эффект, но налоговые различия следует рассматривать более широко, одинаково относясь к успешным и быстрорастущим компаниям, новичкам и малому бизнесу», – считает представитель EKRE Сийм Похлак.
Лидер «Отечества» Хелир-Вальдор Сеэдер считает необходимым в первую очередь рассмотреть идею снижения соцналога в отношении тех людей, которые находятся в Эстонии временно и не нуждаются в услугах эстонской пенсионной системы и системы здравоохранения в полном объеме.
Parempoolsed считают необходимым снизить налоги на рабочую силу в целом и упростить их уплату, чтобы в Эстонии появилось больше рабочих мест с высокой добавленной стоимостью, штаб-квартир компаний и исследовательских центров. «Мы работаем над общим сокращением и упрощением налогов на рабочую силу для стимулирования экономического роста и увеличения экспорта и ВВП», – говорит Тынис Конс.
Партия реформ предпочитает говорить не о потолке социального налога, а о реформе устаревшего, по их мнению, регулирования рынка труда вообще. «Мы изменим регулирование так, чтобы оно благоприятствовало работе, а не зависимости от пособий, – говорит Андрес Сутть. – Кратковременная работа, различные типы договоров, удаленная работа и т. д. должны быть возможны без налоговой или иной дискриминации».
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
«Крайне высокая инфляция – это налог на глупость нашего правительства, который платят все жители Эстонии», – считает член Центристской партии Андрей Коробейник. По его мнению, в сложившейся кризисной ситуации предприятиям необходима адресная поддержка.
Как минимум ближайшие 20 лет Эстония должна вести себя так, как будто за ее восточной границей находится большой океан, считает член «Ээсти 200», предприниматель Йоаким Хелениус. Не сильно расходятся с ним во мнении относительно деловых контактов с Россией и представители других партий.
«Все будут предлагать свои варианты снижения цен на энергию, хотя все знают, что это невозможно. И все будут предлагать свои варианты поддержки, чтобы справиться с дороговизной, – хотя всем понятно, что обещания не будут выполнены. Будет своего рода аукцион - кто больше пообещает», - рисует политолог Пеэтер Тайм контуры будущей предвыборной кампании.
Одной из примет нынешнего предвыборного периода стало возвращение к теме налоговой реформы. После избрания нового состава Рийгикогу мы, вероятно, станет свидетелями очередной попытки ее реализации или хотя бы налоговых баталий в парламенте, рассуждает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Navalis Group - ведущая компания, работающая в сфере судостроения, судоремонта и сооружения
оффшорных конструкций более 23 лет. В состав
Navalis Group входят несколько компаний, которые успешно и эффективно работают на верфях в Эстонии, Литве, Финляндии, Германии, Нидерландах. Для Navalis Group 2024 год стал очень важным для развития и укрепления позиций на рынке. Компания демонстрировала динамичное развитие, внедряя новые услуги, укрепляя международное сотрудничество и совершенствуя внутренние процессы.