3. Я потеряю возможность инвестировать 2% от брутто-зарплаты, а также еще 4% от моего соцналога. 2% идет во вторую пенсионную ступень без вычета подоходного налога, а значит, сумма чуть больше, чем если бы я инвестировал их сам, получив зарплату на руки.
4% моего соцналога будут идти в первую ступень, однако не факт, что для меня это окажется выгодным. Деньги, вложенные в первую ступень, умножаются на коэффициент, который ежегодно индексируется, однако если моя зарплата будет значительно выше средней, может получиться, что в этот «общий котел» я буду вносить больше, чем получу на выходе.
Был лишь один разумный вариант за вывод пенсионных средств – более высокая потенциальная доходность на длинном отрезке времени, чем доходность пенсионного фонда. К примеру, вложение денег в бизнес, недвижимость или самостоятельные инвестиции. Но везде свои риски, и зачастую они даже выше, чем в пенсионном фонде, это нужно учитывать. Довольно тяжело обыграть рынок с условием, что вы откатываетесь на 20% от своих первоначальных накоплений, отдавая подоходный налог государству.
В Эстонии есть 3 пенсионных ступени для накопления пенсии:
I ступень – государственная пенсия. Для ее получения требуется 15 лет трудового стажа, она небольшая (сейчас 275 евро, с 1 апреля ее размер составит 338 евро, прим. ред.). Платится пенсионерам за счет социального налога работающих людей и никуда не инвестируется. Снять ее со счета нельзя.
II ступень – напрямую зависит от вашей зарплаты, так как копится по принципу: 2% от вашей брутто зарплаты + 4% от государства за счет социального налога вашего работодателя. До 2021 года была обязательной, теперь стала добровольной, и люди смогли вывести все свои накопления, уплатив 20% подоходного налога государству. Отчисления во II ступени инвестируются, и вы можете сами выбирать фонды, которые подходят именно вам.
III ступень – добровольная, можете копить, можете не копить, но в случае накопления, при подаче декларации о доходах, государство вернет вам подоходный налог с инвестированных средств, но не более, чем с 6000€. Получается, что государство вам ежегодно начисляет/возвращает 20% с уже инвестированных средств, которые вы тоже можете реинвестировать. Также в III ступени есть фонды, в которые вы вкладываете свои накопления.
Ступени и фонды – это не одно и то же. Ступени всего три, причем только во второй и третьей есть инвестиционные фонды, в которые инвестируются ваши деньги. Фондов же куда больше, они различаются по риску-доходности.
Эмитентами фондов в основном являются банки, которые конкурируют за комиссию, и каждый хочет, чтобы именно в его фонде человек держал свои пенсионные накопления. Каждый человек имеет право бесплатно сменить фонд, но только 3 раза в год (в первый рабочий день после 1 января, 1 мая и 1 сентября).
Что я делал, пока рынок еще рос?
Я слежу за рынком, так как являюсь частным инвестором. Я в курсе всех масштабных событий и рыночных тенденций. Последние несколько лет я очень пессимистично смотрел на рынок, мне казалось, что вот-вот должен начаться кризис и все рыночные активы должны подешеветь. Вопреки моим ожиданиям, рынок продолжал отлично себя чувствовать и расти. С приходом COVID19 рынок США упал в кратчайшие сроки на -35%, но также очень быстро восстановился, а при помощи мягкой монетарной политики стал расти, и несмотря на пандемию, перерос свои предыдущие пиковые значения.
Шел 2021 год, рынок чувствовал себя прекрасно, а я решил сменить пенсионный фонд. На всякий случай, как говорится. В сентябре 2021 года я поменял фонд с агрессивного на консервативный. Еще 4 месяца я наблюдал то, как растет рынок, и переживал, что рано поменял фонд, так как в консервативном фонде не было такого роста, как в агрессивном. Но с приходом 2022 года все кардинально изменилось.
Выиграл ли я от падения рынков?
С приходом 2022 года рынок начал падать прямо с 1 января. По итогам 2022 года рынок закрылся в минусе (-20% по S&P500 за 2022 год). Мой агрессивный фонд, в котором у меня ранее лежали пенсионные накопления, потерял меньше за счет диверсификации по странам (-12,30%).
Увы, консервативный фонд, в который я перевел свои накопления, тоже остался «в минусе». Это произошло за счет роста ставок центральных банков, которые влияют как на доходность новых выпусков, так и на стоимость старых.
В этом был мой просчет, консервативный фонд, в котором я искал спасение, тоже потерял в доходности, но, к счастью, не много – -2,99% за 2022 год. Итого, я мог бы потерять 12%, а потерял только 3%. Мог бы я не потерять ничего? Мог бы. Есть и пенсионные фонды, которые не только не потеряли за 2022 год, но и нарастили свои активы. Доволен ли я? Конечно, доволен – я почувствовал, что надо менять фонд, и оказался прав.