Осенью 2021 года инвестор Евгений Шувалов почувствовал приближение спада на рынке и перевел средства из рискованного пенсионного фонда II ступени в консервативный. О том, что из этого получилось, и какой будет его дальнейшая стратегия в отношении пенсионных накоплений, он рассказывает на страницах ДВ.
- Малый инвестор Евгений Шувалов Foto: Эрнест Бондаренко
Когда пошли новости о том, что можно будет вывести деньги из второй ступени, я сразу принял для себя решение, что забирать их не буду. Для меня сыграли важную роль 3 аргумента против:
1. Доходность инвестиций. Я спросил себя: заработаю ли я больше, чем предлагают фонды банков? Маловероятно, так как фонды имеют очень хорошую диверсификацию и зачастую на длинном отрезке времени имеют более высокую доходность, чем у вложений индивидуальных инвесторов.
2. Налог 20%. Даже если бы я решил, что могу побить индексный фонд и заработать самостоятельно больше, чем фонды наших банков и вывел свои накопления, мне бы пришлось заплатить 20% государству, а это непозволительная роскошь. Я посчитал, что это невыгодно. Деньги и так инвестируются, а я выведу их, заплачу 20% и тоже буду инвестировать? Но зачем тогда выводить и платить налог?
3. Я потеряю возможность инвестировать 2% от брутто-зарплаты, а также еще 4% от моего соцналога. 2% идет во вторую пенсионную ступень без вычета подоходного налога, а значит, сумма чуть больше, чем если бы я инвестировал их сам, получив зарплату на руки.
4% моего соцналога будут идти в первую ступень, однако не факт, что для меня это окажется выгодным. Деньги, вложенные в первую ступень, умножаются на коэффициент, который ежегодно индексируется, однако если моя зарплата будет значительно выше средней, может получиться, что в этот «общий котел» я буду вносить больше, чем получу на выходе.
Был лишь один разумный вариант за вывод пенсионных средств – более высокая потенциальная доходность на длинном отрезке времени, чем доходность пенсионного фонда. К примеру, вложение денег в бизнес, недвижимость или самостоятельные инвестиции. Но везде свои риски, и зачастую они даже выше, чем в пенсионном фонде, это нужно учитывать. Довольно тяжело обыграть рынок с условием, что вы откатываетесь на 20% от своих первоначальных накоплений, отдавая подоходный налог государству.
В Эстонии есть 3 пенсионных ступени для накопления пенсии:
I ступень – государственная пенсия. Для ее получения требуется 15 лет трудового стажа, она небольшая (сейчас 275 евро, с 1 апреля ее размер составит 338 евро, прим. ред.). Платится пенсионерам за счет социального налога работающих людей и никуда не инвестируется. Снять ее со счета нельзя.
II ступень – напрямую зависит от вашей зарплаты, так как копится по принципу: 2% от вашей брутто зарплаты + 4% от государства за счет социального налога вашего работодателя. До 2021 года была обязательной, теперь стала добровольной, и люди смогли вывести все свои накопления, уплатив 20% подоходного налога государству. Отчисления во II ступени инвестируются, и вы можете сами выбирать фонды, которые подходят именно вам.
III ступень – добровольная, можете копить, можете не копить, но в случае накопления, при подаче декларации о доходах, государство вернет вам подоходный налог с инвестированных средств, но не более, чем с 6000€. Получается, что государство вам ежегодно начисляет/возвращает 20% с уже инвестированных средств, которые вы тоже можете реинвестировать. Также в III ступени есть фонды, в которые вы вкладываете свои накопления.
Ступени и фонды – это не одно и то же. Ступени всего три, причем только во второй и третьей есть инвестиционные фонды, в которые инвестируются ваши деньги. Фондов же куда больше, они различаются по риску-доходности.
Эмитентами фондов в основном являются банки, которые конкурируют за комиссию, и каждый хочет, чтобы именно в его фонде человек держал свои пенсионные накопления. Каждый человек имеет право бесплатно сменить фонд, но только 3 раза в год (в первый рабочий день после 1 января, 1 мая и 1 сентября).
Что я делал, пока рынок еще рос?
Я слежу за рынком, так как являюсь частным инвестором. Я в курсе всех масштабных событий и рыночных тенденций. Последние несколько лет я очень пессимистично смотрел на рынок, мне казалось, что вот-вот должен начаться кризис и все рыночные активы должны подешеветь. Вопреки моим ожиданиям, рынок продолжал отлично себя чувствовать и расти. С приходом COVID19 рынок США упал в кратчайшие сроки на -35%, но также очень быстро восстановился, а при помощи мягкой монетарной политики стал расти, и несмотря на пандемию, перерос свои предыдущие пиковые значения.
Шел 2021 год, рынок чувствовал себя прекрасно, а я решил сменить пенсионный фонд. На всякий случай, как говорится. В сентябре 2021 года я поменял фонд с агрессивного на консервативный. Еще 4 месяца я наблюдал то, как растет рынок, и переживал, что рано поменял фонд, так как в консервативном фонде не было такого роста, как в агрессивном. Но с приходом 2022 года все кардинально изменилось.
Выиграл ли я от падения рынков?
С приходом 2022 года рынок начал падать прямо с 1 января. По итогам 2022 года рынок закрылся в минусе (-20% по S&P500 за 2022 год). Мой агрессивный фонд, в котором у меня ранее лежали пенсионные накопления, потерял меньше за счет диверсификации по странам (-12,30%).
Увы, консервативный фонд, в который я перевел свои накопления, тоже остался «в минусе». Это произошло за счет роста ставок центральных банков, которые влияют как на доходность новых выпусков, так и на стоимость старых.
В этом был мой просчет, консервативный фонд, в котором я искал спасение, тоже потерял в доходности, но, к счастью, не много – -2,99% за 2022 год. Итого, я мог бы потерять 12%, а потерял только 3%. Мог бы я не потерять ничего? Мог бы. Есть и пенсионные фонды, которые не только не потеряли за 2022 год, но и нарастили свои активы. Доволен ли я? Конечно, доволен – я почувствовал, что надо менять фонд, и оказался прав.
Дальнейшая тактика
В конце 2022 года я написал заявление на перевод моих пенсионных средств из II ступени на PIK (pensioni investeerimiskonto – пенсионный инвестиционный счет), который позволяет самостоятельно инвестировать свои средства в фондовый рынок в обход пенсионных фондов. Платить подоходный налог в 20% не нужно, смена происходит по такому же принципу, как и смена фонда (3 раза в год). Также можно перевести свои средства и обратно в фонды II ступени. В начале января мои средства уже поступили на PIK, и я уже потихоньку приступил к самостоятельному инвестированию.
Планирую инвестировать постепенно в течение полугода или даже большего отрезка времени, все зависит от привлекательности цен на интересующие меня активы и общего положения дел на рынке. Подходит такой вариант не всем, а только тем, кто сам разбирается в инвестициях и понимает, как работает рынок. Из негативных моментов PIK можно выделить довольно большую комиссию по сделкам с зарубежными активами (9,49$), но я себя успокаиваю хорошими ценами на рынке и долгосрочностью инвестирования. Кстати, плата за сделки с местными активами равна 0.
Недавно государство сообщило хорошую новость для тех, кто не выводил свою пенсию из II пенсионной ступени, пообещав вернуть все деньги, которые оно не добавляло людям в период кризиса 2021-2022 годах. Государство приостанавливало добавление своих 4% в определенный период, а теперь вернет со средней доходностью фондов за тот период 8,9%. В общей сложности государство добавит 270 млн евро. Еще один повод порадоваться за принятое в 2021 году решение!
Мне бы хотелось пожелать каждому человеку задуматься о своем будущем уже в молодом возрасте. Это только кажется, что пенсия далеко и наступит в следующей жизни, на самом деле жизнь скоротечна. Пока вы молоды и хорошо зарабатываете, копите деньги и инвестируйте их, в будущем вы скажете себе «спасибо». Я, например, в конце 2022 года также начал копить на пенсию в III пенсионной ступени и очень жалею, что смог подключиться к ней только сейчас.
4-й абзац материала исправлен 16.01.2023.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В январе государство компенсирует приостановленные выплаты во II пенсионную ступень. При этом 16 из 25 фондов второй ступени заработали более высокую доходность, чем компенсирует государство, пишет
Äripäev.
Эстонские пенсии не избавляют от бедности и не обеспечивают человеку того же уровня доходов, что и прежде. Старение населения только усугубляет ситуацию. К такому выводу приходят авторы исследований, проведенных министерствами финансов и социальных дел.
«Выяснилось, что мы очень любим поесть!»
В начале осени 2022 инвестор Евгений Шувалов обнаружил, что инфляция и семейные обстоятельства заставили его отказаться от новых вложений и даже начать тратить накопления. Чтоб исправить ситуацию, Евгений стал анализировать расходы и скоро вновь вышел «в плюс». Опытом учета и экономии он поделился с ДВ.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.