Эстония лучше всех стран бывшего СССР заботится об архитектурном наследии советской эпохи. Пора зарабатывать на этом деньги, уверен журналист Алексей Шишкин.
В СМИ закрепился образ Эстонии как страны, «борющейся с советскими памятниками» (спасибо министру юстиции Леа Данильсон-Ярг и ее соратникам по партии «Отечество»). Демонтаж монументов, законопроект об избавлении от советской символики и резкое неприятие любой критики со стороны творческих союзов сделали свое дело.
Мне, как человеку, объездившему немалую часть бывшего социалистического блока, такое представление об Эстонии кажется не просто искаженным, а абсолютно ложным.
Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в
национальный реестр памятников культуры. Наряду с древними городищами, мызами, старинными храмами и традиционными хуторами, Эстония защищает и огромный пласт советского наследия. Это не военные монументы с пятиконечными звездами. В списке памятников архитектуры есть дома культуры, библиотеки, магазины, жилые здания, инженерные сооружения, объекты транспорта и многое другое.
В Эстонии действует даже отдельная программа по сохранению культурного наследия ХХ века. Под ее эгиду подпадают как здания эпохи независимости, так и строения периода советской оккупации. Даже советские интерьеры, которые многие считали казенными и унылыми, находятся под государственной защитой.
Вот лишь несколько примеров: витражи дворца культуры в Пайде, скульптуры и настенные панно в Kääriku Spordikeskus близ Отепя, росписи советских конторских зданий в Раквере, знаменитая отделка таллиннского Горхолла (его занавес считается шедевром декоративно-прикладного искусства).
- Таллиннский Горхолл Foto: Andras Kralla
У нас есть выдающиеся памятники архитектуры: октагон в Рапла, «Вилла Андропов» в Пярну, таллиннский Горхолл и многие другие, есть интерьеры, есть цельная среда районов Ласнамяэ и Мустамяэ для исследователей масштабных градостроительных концепций. Вы удивитесь, но даже советский интерьер рубежа 1960-1970-х годов в баре Valli на Мюйривахе, 14 является охраняемым объектом.
Эстония охраняет сотни советских сооружений, признанных искусствоведами либо ценными сами по себе, либо являющимися типичным свидетельством эпохи.
Вообразить нечто подобное в России мне, как человеку, прожившему там большую часть своей жизни, невозможно. По законам, действующим на другом берегу реки Наровы, ни одно сооружение младше 50 лет в принципе не может считаться ценным. Да и более старые советские послевоенные здания сохраняют крайне неохотно. Выдающиеся памятники творчества эпохи Брежнева и Хрущева в России перестраиваются до неузнаваемости, сносятся в угоду коммерческим и чиновничьим интересам, а сохранение их деталей заботит разве что отдельных сумасшедших активистов.
- Сельскохозяйственный техникум Янеда. Foto: Алексей Шишкин
В Эстонии же даже неэксплуатируемые советские сооружения содержатся хотя бы в минимально приемлемом состоянии (если были признаны ценными объектами).
Хороший пример – сельскохозяйственный техникум Янеда, построенный в 1975 году по проекту Валве Пормейстер. Это сооружение (посетите обязательно: эта эстонская проектировщица могла бы потягаться с финном Аалто!) стало большой головной болью для Министерства сельской жизни. Громадное не энергоэффективное здание выставлено на приватизацию, и попробуй найди для него инвестора. Но даже этот заброшенный техникум выглядит лучше, чем многие его аналоги в других странах бывшего СССР и Варшавского договора.
Я скажу больше: ни в одной другой части бывшего социалистического лагеря архитектурное наследие эпохи после Второй Мировой не выглядит так хорошо, как в Эстонии.
Это подводит меня еще к одной мысли. Как и положено журналисту деловой газеты, я думаю о деньгах. В мире сотни тысяч, если не миллионы поклонников социалистической архитектуры. Подавляющее большинство из них отнюдь не фанаты коммунизма. Их просто очаровывает эстетика модернизма второй половины ХХ столетия, утопии и антиутопии (о чем свидетельствуют большой коммерческий успех книги канадского фотографа Кристофера Хервига
«Советские автобусные остановки», массовая популярность брутальных бетонных сувениров и книг от компании Greyscape, а также блогов с фотографиями социалистической модернистской архитектуры).
Эстония тратит деньги налогоплательщиков на сохранение советского наследия, изыскивает для него новые смыслы и средства инвесторов. Пора перестать стесняться и сказать: «Да, нам не нравилась советская оккупация, она была национальной трагедией, но от нее осталось много материальных свидетельств, и мы можем их показать за ваши деньги».
Россия и переживающая ужасы вторжения Украина сегодня вряд ли смогут привлечь даже самого увлеченного социалистическим модернизмом туриста. Страны Кавказа и Средней Азии не для всех комфортны и зачастую небезопасны. В государствах Восточной Европы и Балкан состояние социалистического наследия куда хуже, чем в Эстонии.
Не обязательно ностальгировать по советскому строю или поддерживать агрессию России, чтоб развивать «социалистический туризм». Хороший пример – блог
Brutallinn, чередующийся фото таллиннских панелек со свидетельствами разрушений украинских городов. Или киевские активисты, спасающие советские витражи и мозаики от российских обстрелов.
Эстонии пора захватить рынок «социалистического» туризма! Это позволит отбить средства, затраченные на сохранение советского наследия, и рассказать собственную, неприукрашенную и драматичную историю эпохи СССР.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Вызвавший много разговоров законопроект против «советской символики» не дает ответов на главные вопросы: как выглядит поддержка оккупации и кто будет платить за переделку фасадов.
Министерство юстиции предлагает избавить Эстонию от символики, «разжигающей вражду» и «восхваляющей российскую агрессию». Äripäev представил, как выглядели бы некоторые столичные здания без советской символики.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.