Это означает, что работать будет некому. Владельцы ресторанов жалуются, что уехали повара и официанты. Собственники охранных предприятий спрашивают, как им быть, если у них потенциально на войну могут забрать 100% сотрудников. Дальнобойщики пишут письмо Путину с вопросом, что делать, если призвали малого или среднего предпринимателя: как рассчитать сотрудников, как поступить с обязательствами перед контрагентами? Союз крупных промышленников просит дать отсрочку работникам системообразующих предприятий.
«Мы перенесли на следующий год все мероприятия и срочно делаем конференцию о рисках мобилизации для бизнеса», – рассказала мне знакомая из юридической компании.
Уезжают высококвалифицированные кадры – мобилизация формально затронула резервистов, то есть взрослых людей, а не молодых солдат-срочников (на практике она затронула всех). Забирают пилотов (как минимум пяти авиакомпаний, включая «Аэрофлот», а также более десяти аэропортов, пишет «Коммерсант»), врачей, разработчиков.
100 тысяч ИТ-специалистов покинут Россию в 2022 году – «это минимум».
Опасаются дефицита водителей (одной из самых многочисленных специальностей в России), из-за чего может встать торговля. Поэтому Минпромторг уже рекомендовал торговым сетям не применять штрафы к поставщикам, если они привезут заказ не вовремя (сообщает «Коммерсант»).
От призыва пострадает даже оборонка. Людей с оборонных предприятий на фронт обещали не призывать. Но забыли дать такую же «бронь» их поставщикам – частным компаниям, которые обеспечивали значительную долю комплектующих.
Но дело даже не в том, что из экономики за год изъяли почти миллион рабочих рук. А в том, что никто не уверен, что сотрудников не заберут завтра. И в том, что именно будет завтра. Это уже не поддается анализу.
Одно дело, когда не гарантирована безопасность инвестиций, другое – когда лично твоя.
О новых проектах, для которых нужен все-таки некоторый оптимизм, можно забыть. Как и о развитии существующих. У любых компаний (и граждан) уже разрешено затребовать грузовые и легковые автомобили – это предусмотрено законами о мобилизации. После референдумов ожидают введение военного положения. Если это случится, возможности конфискаций на нужды фронта выйдут на новый уровень.
Семьи тоже переходят на режим военного времени. Это жизнь без далеко идущих планов. Если отца семейства могут в любой момент призвать, то мало будет желающих родить ребенка, взять ипотеку, сделать ремонт, купить автомобиль или новый телевизор. Это уже системные проблемы – встанет стройка, кредитование, просядут продажи.