Пора прощаться с представлениями о сильной российской экономике. Объявленная мобилизация запустила разрушительные процессы, большинство из которых необратимо, пишет журналист ДВ Екатерина Мереминская.
- Business as usual в России закончился. Foto: Andras Kralla
До войны вклад России в мировой ВВП составлял 3%, по размеру экономики она держалась недалеко от ТОП 10. И даже санкции не сразу сказались на ней (снижение ВВП во втором квартале составило 4%). Все это могло создавать образ довольно сильной системы, которая еще долго сможет функционировать, несмотря на войну – с помощью импортозамещения, параллельного импорта и восточных соседей. Для кого-то в Эстонии российский рынок и российские партнеры могли оставаться все еще привлекательными. Но все изменилось с началом мобилизации.
Объявив войну Украине, российские власти лишили экономику 5% ВВП, как подсчитали эксперты. 21 сентября Россия начала войну против России, объявив мобилизацию и разорвав негласный общественный договор «вы не протестуете – мы вас не трогаем». Последствия этого будут гораздо серьезнее и навредят стране быстрее, чем санкции.
Business as usual закончился. Огромное количество людей интересуется только тем, как не попасть на фронт, как спасти от мобилизации своего мужа или сына. В московском метро пусто, как во времена ковида. Из России стремительно уезжают люди, счет на сотни тысяч выехавших за неделю.
Это означает, что работать будет некому. Владельцы ресторанов жалуются, что уехали повара и официанты. Собственники охранных предприятий спрашивают, как им быть, если у них потенциально на войну могут забрать 100% сотрудников. Дальнобойщики пишут письмо Путину с вопросом, что делать, если призвали малого или среднего предпринимателя: как рассчитать сотрудников, как поступить с обязательствами перед контрагентами? Союз крупных промышленников просит дать отсрочку работникам системообразующих предприятий.
«Мы перенесли на следующий год все мероприятия и срочно делаем конференцию о рисках мобилизации для бизнеса», – рассказала мне знакомая из юридической компании.
Уезжают высококвалифицированные кадры – мобилизация формально затронула резервистов, то есть взрослых людей, а не молодых солдат-срочников (на практике она затронула всех). Забирают пилотов (как минимум пяти авиакомпаний, включая «Аэрофлот», а также более десяти аэропортов, пишет «Коммерсант»), врачей, разработчиков.
100 тысяч ИТ-специалистов покинут Россию в 2022 году – «это минимум».
Опасаются дефицита водителей (одной из самых многочисленных специальностей в России), из-за чего может встать торговля. Поэтому Минпромторг уже рекомендовал торговым сетям не применять штрафы к поставщикам, если они привезут заказ не вовремя (сообщает «Коммерсант»).
От призыва пострадает даже оборонка. Людей с оборонных предприятий на фронт обещали не призывать. Но забыли дать такую же «бронь» их поставщикам – частным компаниям, которые обеспечивали значительную долю комплектующих.
Но дело даже не в том, что из экономики за год изъяли почти миллион рабочих рук. А в том, что никто не уверен, что сотрудников не заберут завтра. И в том, что именно будет завтра. Это уже не поддается анализу.
Одно дело, когда не гарантирована безопасность инвестиций, другое – когда лично твоя.
О новых проектах, для которых нужен все-таки некоторый оптимизм, можно забыть. Как и о развитии существующих. У любых компаний (и граждан) уже разрешено затребовать грузовые и легковые автомобили – это предусмотрено законами о мобилизации. После референдумов ожидают введение военного положения. Если это случится, возможности конфискаций на нужды фронта выйдут на новый уровень.
Семьи тоже переходят на режим военного времени. Это жизнь без далеко идущих планов. Если отца семейства могут в любой момент призвать, то мало будет желающих родить ребенка, взять ипотеку, сделать ремонт, купить автомобиль или новый телевизор. Это уже системные проблемы – встанет стройка, кредитование, просядут продажи.
Бюджет понесет потери из-за остановки «Северного потока». Отремонтировать неожиданно поврежденные три нитки из четырех на двух газопроводах, видимо, до снятия санкций не смогут. Для этого нужны технологии и оборудование.
На армию России нужны деньги. Но тут какую-то их часть возьмут не из бюджета, а у населения. Мобилизованных просят купить самим все необходимое для несения службы (выдают списки как родителям первоклассников – рюкзак, одеяло, горелка газовая). И, очевидно, будут скидываться «на нужды фронта» и дальше.
Все это случилось с Россией только за первую неделю бессрочной мобилизации.
Журналист ДВ Екатерина Мереминская ранее работала в нескольких российских экономических изданиях.
Похожие статьи
Президент России Владимир Путин объявил частичную мобилизацию, в ходе которой намерен призвать в армию 300 000 человек. Чем может объясняться такой шаг?
Идет 218-й день войны России в Украине. Главное, что случилось к полудню 28 сентября.
Если Россия решит открыть шлюзы и опустошить Нарвское водохранилище, Eesti Energia попытается удержать воду, которая сейчас находится в каналах охлаждения, пояснила министр экономики и инфраструктуры Рийна Сиккут в интервью
ERR.Как компании готовятся к перебоям с электричеством
ДВ спросили компании из разных секторов, как они готовятся к перебоям с электричеством, о которых предупредила премьер-министр Кая Каллас.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.