С начала коронакризиса прошло чуть больше года, и сейчас самое время оглянуться на то, что произошло в экономике, и попытаться спрогнозировать перспективы на ближайшие месяцы, пишет Тармо Танилас, инвестиционный стратег Swedbank.
- Инвестиционный стратег Swedbank Тармо Танилас. Foto: Eiko Kink
2020 год войдёт в историю фондовых бирж в связи с быстрым падением цен и последующим, ещё более быстрым восстановлением рынков, краткосрочными отрицательными ценами на нефть и зелёной революцией. Рецессия в ведущих странах мира была крупнейшей за последние десятилетия, несмотря на сильные фискальные и денежно-кредитные стимулы со стороны государств и центральных банков.
В условиях экономической стагнации и общей нестабильности мы впервые за долгое время наблюдали в Эстонии дефляцию, которая продолжалась в течение девяти месяцев прошлого года. Одновременно мы "сидя в первом ряду" могли наблюдать в режиме реального времени за быстрым ростом цен на активы. В евро индекс Таллиннской фондовой биржи вырос за год на 52%, Eurostoxx 600 – на 49%, SP500 – на 54% и Nasdaq 100 – на 72%. Цена биткойнов за тот же период выросла в 11,3 раза! Рынок недвижимости, которому предсказывали быстрое обрушение, также смог удивить многих. Несмотря на экономический кризис, средняя цена квадратного метра квартир в Эстонии в прошлом году выросла почти на 7%. В последнем квартале прошлого года цены на недвижимость в США росли самыми быстрыми темпами за 30 лет и достигли рекордного уровня. В зоне евро цены на недвижимость в прошлом году выросли в среднем чуть более чем на 5%.
Для финансовых рынков характерно не слишком увлекаться текущими проблемами, а смотреть вперёд как минимум на полгода.
Какой вывод мы можем сделать из всего этого? Мудро с экономической точки зрения действовали те люди, которые не паниковали в разгар коронакризиса, а воспользовались низкими ценами на финансовых рынках для покупки активов. Повезло тем, кто работал в секторах, которые не так сильно пострадали от кризиса. В основном, благодаря поддержке ИТ и телекоммуникационного сектора, средняя зарплата в Эстонии в прошлом году выросла на 2,9 процента. При наличии стабильной работы можно было взять жилищный кредит со средней процентной ставкой 2,28% годовых. Это явно дороже, чем в среднем по зоне евро, но в то же время рост цен на недвижимость в Эстонии был быстрее, и за счёт привлечения разумной суммы сторонних средств можно было увеличить стоимость собственных чистых активов.
В Эстонии цифры статистики эпидемии внушают серьёзную озабоченность, но мир в целом движется по пути избавления от пандемии. Об истории успеха и возрождении экономики Израиля написано много. Теперь сюда можно добавить Великобританию и США. Одним из главных предвыборных обещаний Джо Байдена было вакцинировать не менее 100 миллионов американцев в первые 100 дней его правления в дополнение к зелёной революции. Половина пути к цели была пройдена за 37 дней, и появление новых и более качественных вакцин ещё больше ускорит эти темпы.
Для финансовых рынков характерно не слишком увлекаться текущими проблемами, а смотреть вперёд как минимум на полгода. Ускорение темпов вакцинации, повышение у людей чувства уверенности, улучшение глобального спроса и рост цен на сырьевые товары всё в большей степени в дополнение к росту цен на активы фокусируют внимание на росте потребительских цен. Инфляция ускоряется, но не ожидается её значительного роста в ближайшем будущем из-за ослабления рынка труда. По данным Swedbank, потребительские цены в Эстонии вырастут на 1,3% в этом году и на 1,7% – в следующем. При этом мы ожидаем роста заработной платы в среднем на 3,5%.
В паруса цен на активы дует попутный ветер, но инвестор должен следить, чтобы он не перерос в шторм.
Поскольку рост заработной платы продолжает опережать рост цен, а меры стимулирования со стороны центральных банков и правительств продолжаются, цены на активы по-прежнему ловят попутный ветер. Все больше людей обеспокоены снижением покупательной способности своих сбережений, поскольку и в этом году не будут выплачиваться проценты по деньгам, лежащим на текущем счёте и по вкладам. Уже наблюдается дефицит новых квартир, поскольку снижение предложения и растущий спрос влекут за собой дальнейшее повышение цен на активы. С приходом весны акции местных биржевых компаний, выплачивающих хорошие дивиденды, также подорожают, и размер дивидендов сможет многократно превысить рост стоимости жизни. На фоне популярности инвестирования в индексы люди наконец-то открыли для себя идею третьей пенсионной ступени – ведь пенсионные фонды инвестируют в столь же недорогие с точки зрения расходов по приобретению и обслуживанию паи глобально хорошо диверсифицированных индексов. К тому же со взносов в третью ступень государство возвращает пятую часть, то есть подоходный налог! Это – достойная дополнительная доходность, не требующая необоснованных рисков.
На данный момент в паруса цен на активы дует попутный ветер, но каждый инвестор должен следить за тем, чтобы этот ветер не перерос в шторм, способный порвать парус в лохмотья и, чтобы в худшем случае, корабль не пошёл ко дну. Страны потратили огромные суммы на преодоление последствий коронакризиса, а это означает увеличение налогового бремени в будущем. С экономической точки зрения невозможно, чтобы постоянно увеличивающееся долговое бремя стран в какой-то момент не привело к повышению процентных ставок. Несмотря на позитивную риторику центральных банков, рост долгосрочных процентных ставок в США уже постепенно оказывает давление на инвесторов в облигации. Поворот кривой процентных ставок вместе с ростом инфляции – это то, что также может добавить волатильности фондовому рынку.
Похожие статьи
По данным статистики Пенсионного центра, свои накопления из II ступени планируют забрать 17%, что составляет более 121 000 человек.