Председатель правления латвийского частного пассажирского перевозчика B-Bus Виталий Комар считает, что эстонский рынок закрыт для честной и свободной конкуренции, поскольку самоуправления всё время отдают тендеры на пассажирские перевозки «своим» фирмам. Латвия, на его взгляд, ушла далеко вперёд в области пассажирских перевозок.
Уже четыре года B-Bus пытается начать работать на рынке пассажирских перевозок Эстонии. Мы принимаем участие в конкурсах закупок, организуемых местными самоуправлениями.
До сих пор эти попытки были неудачными. Чувствуется сопротивление со стороны лиц, принимающих решения. Это наводит меня на мысль, что рынок Эстонии не открыт для свободной и честной конкуренции зарубежных перевозчиков.
Когда самоуправления организуют тендеры, их цель – не выбрать лучшего и самого дешёвого поставщика, а найти самые незначительные ошибки, чтобы исключить «неугодного» претендента из дальнейшего участия в конкурсе.
B-Bus - третий крупнейший перевозчик в странах Балтии с 505 автобусами, средний возраст которых 6 лет. В 2019 году предприятия группы в Латвии и Литве перевезли 40 млн. пассажиров, проехав 30 млн. км. В группу входят предприятия Латвии и Литвы, обслуживающие районные и междугородние перевозки, а также обеспечивают пассажирские перевозки в столицах – в Риге и Вильнюсе.
Сфера пассажирских перевозок Эстонии находилась в стагнации после развала СССР, и до сих пор полностью не оправилась. Латвия, в отличие от Эстонии и Литвы, достигла европейского уровня в сфере пассажирских перевозок.
Сейчас в Латвии проходит конкурс государственного значения на право предоставлять услуги общественного транспорта на автобусах по всей территории страны (кроме городов). Это позволит государству следующие 10 лет регулировать спрос на всех виды общественного транспорта. Ещё это даст возможность полностью обновить парк новыми и дружественными к окружающей среде автобусами (что значительно снизит выбросы CO2).
В Эстонии и Литве междугородние перевозки не дотируются, и перевозчик может сам устанавливать цену за билет. Однако эта коммерциализация является лишь кажущейся.
На практике уже на протяжении 30 лет все маршруты без конкурса отдаются в руки нескольких частных перевозчиков. Такой подход что Эстонии, что Литвы соседних стран не способствует честной и открытой конкуренции, не контролирует качество предоставляемой услуги, и тормозит развитие. Это ярко свидетельствует о том, что в Эстонии и Литве нет единой концепции общественного транспорта.
В Латвии, благодаря организованным государством конкурсам, а также регулированию цен за билеты, междугородние перевозки (автобусное сообщение между городами государственного значения), междугородние перевозки, будучи направлением, приносящим прибыль, дотируют районные перевозки, которые никогда не окупятся.
Кажущаяся коммерциализация в Эстонии и Литве показала свою слабость во время кризиса COVID. Перевозчики закрыли почти все междугородние маршруты, что значительно повлияло на возможности мобильности пассажиров (им было трудно добраться до важных пунктов назначения – в медицинские учреждения, на место работы, государственные и муниципальные учреждения и пр.).
Латвия же в сложное время кризиса все междугородние и районные перевозки приспособила к формуле 2+2. Это обеспечило возможность пассажирам попасть в свои важные места назначений, соблюдая требования социального дистанцирования.
В Эстонии районные перевозки дотируются государством (что хорошо), и по ним самоуправления объявляют конкурсы. Однако критерии оценок этих конкурсов направлены не на качество, а на субъективные предположения (по принципу «нравится - не нравится»), поэтому у остальных перевозчиков нет никаких шансов на победу в честной борьбе.
Самоуправления пытаются найти любые возможности, чтобы исключить претендента из дальнейшего участия в конкурсе из-за незначительных ошибок (которые не влияют на общую цену услуги). Есть и другой распространенный способ — прекратить конкурс без результатов, если у потенциально выбранного заказчиком претендента нет шансов на победу.
В Латвии подобная негативная практика была прекращена в 2014 году, когда государство взяло сеть районных перевозок под свое хозяйствование (приняв соответствующие нормативные акты). Оно также установило ценовую политику и дотирует перевозчиков на тех маршрутах, где доходы не покрывают расходы.
Учитывая Европейские регулы и директивы, Эстонии и Литве тоже надо объединять всю сеть маршрутов и организовывать конкурсы по всем из них (в том числе, междугородних).
Недавно в Литве был прецедент, когда Совет по конкуренции присудил штраф Администрации транспортной безопасности Литвы (LTSA) в размере 43 120 евро за нарушение 4-й статьи Закона о конкуренции Литвы (честная конкуренция, ограничение конкуренции, дискриминация предпринимателей).
LTSA - государственное учреждение, работающее в подчинении у Министерства транспорта и связи Литвы. В ведении этого ведомства находится большая часть междугородних маршрутов, и, воспользовавшись этим, LTSA заключила прямые договоры с 42 литовскими перевозчиками включив (в шестой раз подряд) в соглашение пункт, что срок можно продлевать еще на 5 лет без организации нового конкурса.
С такой нечестной практикой государственной организации оказались не согласны четыре маленьких перевозчика Литвы. Они посчитали, что LTSA, пользуясь своим привилегированным статусом, искажает и ограничивает конкуренцию.
Кроме штрафа Совет по конкуренции потребовал, чтобы LTSA в течение 8 месяцев расторгнула договоры с 42 перевозчиками и организовала новый конкурс. Если эти требования не будут выполнены, к LTSA будет применен еще более объемный денежный штраф.
Я бы предложил Эстонии и Литве изучить историю пассажирских перевозок Латвии. В 2008 году у нас были приведены в порядок междугородние маршруты. С 2021 года на всех районных перевозках, благодаря честным и открытым конкурсам с высокими требованиями к качеству, пассажиры будут ездить на новых и экологических автобусах.
Похожие статьи
Член правления транспортной компании B-Bus OÜ Виталий Комар задается вопросом - насколько подробно местные самоуправления рассматривают предложения участников тендеров на перевозку? Предприниматель считает, что рассчитывая цену услуги, некоторые перевозчики игнорируют требования по минимальной зарплате водителей, а также оплату перерывов и времени на подготовку поездки.
Число пассажиров Lux Express Grupp выросло в прошлом году до 3,1 млн человек, что на 10% больше, чем в 2018 году, сообщило предприятие. Скачок произошел и в выручке с продаж, которая выросла на 17% до 37,4 млн евро.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.