Март и Мартин Хельме излучают удовлетворение и даже милостиво «смягчают тон», а Юри Ратас с трудом сдерживает за словами о единстве коалиции явную досаду.
«Я – министр!» - только и сказал министр сельской жизни Март Ярвик, выйдя после встречи с главой правительства на публику в нахлобученной на голову фирменной экреской шляпе. Это означало, что решительности у Ратаса явно поубавилось по пути из аэропорта в Дом Стенбока.
Её хватило лишь на то, чтобы заявить, что, мол, никакой ясности он в ходе встречи так и не обрёл. Далее следовали обычные для премьера «надо обсудить» и «там видно будет». Но Ярвик к этому времени фактически сообщил об оргвыводах безо всяких околичностей.
Краткая история вопроса
Не будем тут вдаваться в подробности дела, о котором много пишется уже не менее недели, а если взять за точку отсчёта предполагаемого «грехопадения» Марта Ярвика историю с листерией, бактерией, которую вроде бы нашли в продукции рыбного предприятия M.V.Wool, и с ролью министра сельской жизни в расследовании этого инцидента, то придётся и вовсе возвращаться в август-сентябрь.
Последние же события, которые и вызвали нынешнее политическое возбуждение, коротко укладываются в схему «покрывание противоправных действий и последующая ложь». Противоправные действия заключались в совершенно очевидном конфликте интересов советника министра, который в качестве адвоката защищал интересы оппонента одного из министерских департаментов, которого тот обвинял в подаче недостоверных сведений для получения дотаций, а в качестве советника министра действовал во вред этому департаменту.
Вдобавок ко всему Ярвик вознамерился уволить канцлера министерства Иллара Леметти «в связи с утратой доверия». Прегрешение канцлера состояло в том, что он вынес сор из избы – безусловно, неоспоримый повод для утраты доверия! В связи со всем этим клубком взаимных претензий и подозрений прокуратура возбудила уголовное расследование, главный вопрос которого – имел ли место конфликт интересов, что является преступным деянием? Оппозиция призвала министра уйти, а когда он заявил, что «не дождётесь», приступила к сбору подписей под заявлением о недоверии.
Блеф? Ну и что
Но важнее этой конкретной дрязги тот факт, что в центре её опять оказалась партия EKRE. И её реакция на произошедшее. Под угрозой отставки оказался третий по счёту министр нынешнего правительства от этой партии – вслед за Марти Куузиком и Керт Кинго. Обе отставки были скандальными. Не станем вспоминать эпатажных высказываний партийных лидеров, но ничуть не менее скандальным было упрямое проталкивание Урмаса Рейтельмана в члены эстонской делегации в ПАСЕ, завершившееся во вторник его утверждением депутатами Рийгикогу.
А замечательные «династические» экзерсисы с замещением Хельме-отца Хельме-сыном и наоборот! Под стать прежним деяниям и нынешние обвинения отца и сына в адрес прокуратуры в связи с её «политической ангажированностью» (при этом Хельме-старший, заметим, глава МВД), ну, и, разумеется, в адрес прессы.
При этом лидеры EKRE не просто ощущают себя на коне, но и воочию видят, как одерживают одну победу за другой, для чего в сложившейся ситуации достаточно элементарнейшего шантажа. «Если Ярвика заставят уйти, не станет правительства», - заявил Мартин Хельме. В этом заявлении есть, конечно, изрядная доля блефа, но блефа рассчитанного. Если не станет правительства, не станет и EKRE в нём, но, возможно, её лидеры так не думают или не очень этого опасаются.
Но они точно знают, что этого панически боятся их партнёры, которые от грозных слов к делу не переходят, да и слова свои быстро съедают. Когда Юри Ратас вышел вслед за Мартом Ярвиком к журналистам после переговоров с ним, он почти не скрывал своего раздражения. И при этом его формулировки были в противоположность душевному состоянию как всегда очень обтекаемыми.
Пойти на конфликт – прямой путь к потере премьерского кресла. Но и продолжать вживаться в роль игрушечного персонажа кукольного театра Карабаса-Барабаса (премьер-министра в правительстве Хельме) тоже не соответствует амбициям.
Да, очень уж трудно стараться быть одновременно котом Леопольдом и царём зверей.
Похожие статьи
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.