Две недели назад Swedbank объявил эстонскому э-резиденту, греку Деметриосу Факиносу, что счёт его компании Design Federation OÜ будет через месяц закрыт. Причина: банк не понимает природу транзакций компании и суть её бизнеса. Swedbank не задал ни одного вопроса для того, чтобы устранить своё непонимание - просто объявил о закрытии счёта.
В прошлый понедельник издание Äripäev, а вслед за ним и ДВ, опубликовали об этом статью. И в тот же день представители Swedbank вдруг заявили о том, что изучат кейс и направят Факиносу дополнительные вопросы. Ещё через несколько дней Swedbank сообщил, что решение о закрытии счёта отменяет.
Читайте также:
Мы, конечно, рады, что с помощью средств массовой информации и внимания всей страны к одному конкретному случаю интересы одной фирмы удалось отстоять. Справедливость восстановлена, ура, товарищи.
Но возникает вопрос: а мы теперь про каждого иностранца должны писать статью, чтобы банки начали делать свою работу и выполнять принцип KYC (который, напомним, расшифровывается как «знай своего клиента», а не «если лень разбираться - откажи»)? Это же немыслимо: «Мы закрываем вам счёт, но поскольку об этом написали газеты, мы его снова открываем».
Известно, что банки время от времени отказывают нерезидентам в открытии счетов. Мы не знаем, насколько правильны и справедливы эти решения, поскольку банки их зачастую не объясняют. Случай Факиноса явно показывает, что часть этих решений могла быть и несправедливой – ведь не каждый будет поднимать шум.
Банки можно понять: регуляция Евросоюза в отношении противодействия отмыванию денег такова, что любой подозрительный клиент сулит банку большие проблемы. Лучше действительно иной раз закрыть счёт, и лучше действительно не объяснять причин (а то ещё обвинят в дискриминации, клевете или попытаются обвести вокруг пальца с помощью ложных аргументов). Банки действуют рационально, но это не отменяет того факта, что в обществе есть проблема.
О том, что банки не хотят открывать счета нерезидентам, известно примерно так года три. Эта проблема всплыла из-за скандала с отмыванием денег.
Основные претензии у нас к государству. О том, что банки не хотят открывать счёт нерезидентам известно примерно так года три. Эта проблема всплыла на поверхность благодаря скандалам с отмыванием денег и программе э-резидентства.
О том, какая у нас великолепная программа э-резидентства, западные СМИ трубят на всех углах. Пропаганда в этом отношении работает успешно, и в результате уже виртуальное резидентство оформили более 50 000 человек из 157 стран.
Но также известно (правда, уже без точных цифр), что некоторым э-резидентам банки счета либо не открывают, либо закрывают по прошествии определённого времени.
Получается замечательная история: с одной стороны, Эстония в лице государства призывает людей приходить в нашу страну с помощью волшебной палочки, имя которой «э-резидентство» (некритичность некоторых западных СМИ поражает), а, с другой, в лице банков говорит: «Вы что тут делаете? Мы вам не рады». Отличный имидж зарабатывает себе наша страна.
Мы не написали ничего нового: всё это уже давно известно. И какова реакция государства? Ответ – медленная.
Нельзя сказать, что на эту проблему власти вообще никак не реагируют. Этот вопрос обсуждается в правительстве, парламент в конце прошлого года принял закон, позволяющий открывать в Эстонии компанию без счёта в эстонском банке. Всё это - положительные сдвиги.
Но хотелось бы, чтобы на проблемы реагировали быстрее. Первые недовольные голоса звучали ещё в конце в 2016-го. Через 2 года, в декабре 2018 года парламент что-то сделал на законодательном уровне. Можно работать и побыстрее. В этой сфере ещё много нерешённых проблем.