В то время как коалиция шлифует свои соглашения, обсуждая вопросы, ответы на которые найдены уже десятки лет назад, все громче звучат голоса тех, кто принимает в расчет не только сегодняшний день, пишет руководитель SEB Varahaldus Пеэтер Шамардин.
- Пеэтер Шамардин Foto: Andras Kralla
За последнюю неделю сформировалась т.н. круговая оборона II пенсионной ступени - инициатива людей, профессионально работающих в сфере инвестирования и направленная в защиту основного накопительного фонда государства. Мы также присоединяемся к инициативе и хотим еще раз напомнить читателям, почему нам нельзя оставаться без II ступени:
Пенсионные фонды влияют не только на пенсию. Ресурсы II пенсионной ступени, для которых профессиональные инвесторы ищут наилучшие возможности для роста, инвестированы в экономику Европы и в большой части в экономику Эстонии. Это обеспечивает стабильность экономики нашей страны, способствует образованию новых рабочих мест и сильных предприятий. Действующие в Эстонии банки в свое время инвестировали ресурсы нынешних и будущих пенсионеров Эстонии в предприятия сельскохозяйственной отрасли, логистики, строительного и промышленного сектора. По данным Finance Estonia, таких предприятий насчитывается более 100.
Ломая пенсионную ступень сегодня, мы ставим в сложное положение будущих налогоплатильщиков, поскольку для финансирования пенсионной кассы помимо повышения пенсионного возраста, который уже прописан в законе, придется выбирать еще два варианта:
•рост общей налоговой нагрузки
•создание рабочих мест, привлекая, прежде всего, иностранную рабочую силу и тем самым увеличивая количество налогоплатильщиков.
К добровольной, третьей ступени пенсионного накопления на сегодня присоединился только каждый седьмой человек, несмотря на прекрасные налоговые льготы, предложенные накопителям государством.
Другими словами, обычный человек всё равно предпочитает не откладывать на будущее, а потреблять здесь и сейчас. Накопление к пенсии должно быть организовано таким образом, чтобы большинство людей, выходящих на пенсию не оказывались автоматически за чертой бедности, но имели в запасе хотя бы какие-то накопления.
Опираясь на исследования поведения людей, могу точно сказать, что наши люди начинают думать о пенсии только после наступления 40 лет, но это уже слишком поздно для того, чтобы накопления составили ощутимую сумму. Накоплениям придает смысл только их долгосрочность и возможность достичь т.н. эффекта «сложного процента», что означает то, что в дальнейшем проценты начинают зарабатывать также те проценты, которые были заработаны вашими накоплениями.
Инвестирование, то есть сохранение и увеличение ценности своих денег - это деятельность, которая не каждому по силам, поэтому не стоит наивно надеяться, что все, кто сегодня получат на руки свои сбережения из второй ступени сразу побегут их инвестировать.
В Эстонии уже разработана работающая система для подготовки людей к пенсии, но это совсем не значит, что пора почивать на лаврах и забыть об улучшении существующей сегодня ступени.
Обязательное создание накоплений и профессиональное руководство существующими фондами - это та возможность, которая принимает во внимание слабости человеческой натуры и помогает смягчить проблему столетия: малое количество работающих людей по отношению к числу пенсионеров. Для многих жителей Эстонии вторая ступень является единственным капиталом, который они накопили за всю свою жизнь. Других сбережений у них нет и не будет.
Похожие статьи
Правительство из партий «Отечества», Центристской партии и EKRE наверняка изменит вторую пенсионную ступень. Äripäev стали известны варианты, которые сейчас рассматриваются на переговорах.
Председатель партии Isamaa Хелир-Валдор Сеэдер сказал в интервью ERR, что если бы вторая пенсионная ступень была добровольной, то люди могли бы по желанию снять накопленные деньги и, например, инвестировать их или выплатить долгосрочный кредит.
На днях беседовала с незнакомым человеком о пенсии и молча раздражалась. Как и многие, из новостей он вычитал, что доходность пенсионных фондов нулевая, а в остальном своими накоплениями не интересуется, потому как «что тут сделаешь».