В понедельник возобновились прерывавшиеся на выходные дни переговоры между представителями Центристской партии, партии «Исамаа» и Национально-консервативной партии Эстонии (EKRE) о том, как им сообща обустроить государство.
Впрочем, формат этих посиделок за неплотно, но всё же, как выяснилось, прикрытыми дверями вразумительно не обозначен, что и невозможно. Предметные переговоры о формировании правящей коалиции могут начаться только после того, как президент страны кому-то поручит сформировать правительство, что случится, видимо, в начале апреля. Керсти Кальюлайд обещала предоставить право формировать правительство лидеру победившей на выборах партии, т.е. председателю Партии реформ Кае Каллас. Если она не найдёт партнёров, тогда наступит очередь следующего в списке претендентов, каковым, скорее всего, окажется Юри Ратас. И вот только тогда нынешние «консультативные встречи» могут обрести статус переговоров. Конечно, в том случае, если Ратас (и если это будет он) решит продолжить говорить в новом формате со старыми собеседниками. Это большое количество «если» и позволяет нам сегодня говорить о будущей правящей коалиции, состоящей из участников идущих консультаций, и её экономических воззрениях лишь гипотетически.
Новости, доходящие до широкой публики из-за переговорного стола, не слишком вдохновляют ни сторонников, ни противников этой предполагаемой коалиции. Сторонников, в основном электорат «Исамаа» и EKRE, едва ли радует, что нет однозначного согласия ни по одному принципиальному для них вопросу. Впрочем, «округлость» донесённых до народа формулировок раздражает и противников потенциального союза. Острые углы участники консультаций пока умело обходили, ограничиваясь, по большей части, бесконфликтной констатацией подходов по вопросам, не вызывавшим горячих разногласий: не будем повышать налоги, будем крепить обороноспособность, будем противостоять нелегальной иммиграции и т.д. Но даже если партии не станут слишком нажимать на свои «красные линии», они ведь все что-то посулили избирателям.
Самое дорогое обещание центристов – повышение пенсий, и тут с учётом электората партии обман чреват большими неприятностями. (Впрочем, ровно столько же стоит выполнение обещания Партии реформ о 500 евро не облагаемого налогом минимума для всех – и оно, скорее всего, дано, чтобы избавиться от ненавистной реформистам и любимой центристами «ступенчатости»). При этом нынешнее правительство Ратаса неожиданно для себя оказалось перед неприятным фактом о структурном дефиците бюджета, что в соответствии с законом вынуждает их хоть и не слишком много, но всё же пообкусывать принятый в конце года госбюджет 2019 года и как раз в части госрасходов. Центристы известны как сторонники взятия кредитов на инфраструктурное строительство, и их собеседники вроде тоже не против. В принципе, это верно, потому что лучше построить нечто нужное на заёмные деньги, чем не построить вовсе. Вопрос в том, что каждый из собеседников понимает под нужными проектами инфраструктуры.
У «Исамаа», в сущности, лишь одна идея – сделать вторую пенсионную ступень добровольной. Разве не либерально? Но почему-то отечественники не учитывают распространённую народную психологию: если добровольно, то лучше вообще себе оставить. Ведь третья ступень, с самого начала добровольная, работает хорошо, но не слишком популярна. Но главная проблема в том, что добровольность второй ступени приведёт к оскудению отечественных пенсионных фондов, на которые возлагаются большие инвестиционные надежды.
Что касается EKRE, то электорат может, конечно, рукоплескать экономической программе партии со всеми «отменить», «сократить», «снизить» и т.п., но нельзя рассматривать её всерьёз. Казалось бы, как раз EKRE в ходе консультаций одну за другой сдаёт почти все свои принципиальные позиции. Но вождь партии Март Хельме на примере проекта Rail Baltic продемонстрировал, как просто они намерены в правительстве ставить палки в колёса всему, что им не нравится.
Итак, мы не знаем, о чём договорятся и договорятся ли три партии, более того, мы даже точно не знаем, о чём они уже договорились в ходе своих бесед. Видимо, хорошего коалиционного расклада уже не будет. Но приведённый выше очень краткий обзор вынуждает предположить, что гипотетический тройственный союз – это едва ли не худший вариант.
Похожие статьи
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.