В июне нынешнего года не без некоторой сопроводительной шумихи Рийгикогу принял Закон об упрощённом налогообложении предпринимательского дохода, вступающий в силу с 1 января 2018 года.
- Владимир Вайнгорт
доктор экономических наук,
научный руководитель клуба „Кардис“ Foto: Raigo Pajula
Точнее сказать, этот закон должен был вступить в силу с начала следующего года. Но, похоже, ничего подобного не произойдёт, и слова, которые звучали летом о благодетельной роли нового закона, направленного на поддержку и даже некоторые льготы самому маленькому бизнесу, оказались произнесёнными всуе.
Напомним суть дела: закон вводил в нашу бизнес-среду людей, чей бизнес не требует наёмного туда и сводится, в основном, к оказанию несложных услуг или производству товаров собственными силами физических лиц. Речь шла о репетиторах, нянях, производителях мелкого ремонта, изготовителях и продавцах сувениров, простеньких украшений и т. д. и т. п.
В общем, о предпринимателях, размер оборота услуг или товаров, а также доход которых не позволяет не только содержать бухгалтера, но даже оплачивать незначительные услуги по подготовке деклараций ПФЛ. Целью закона было предоставление возможности самым маленьким (по объёму продаж) предпринимателям выйти из теневого сектора экономики, где они оказывались не в силу своей зловредности, а из-за невозможности вести учёт (в том числе налоговый) и отчётность. Любая не сильно грамотная пенсионерка, равно как студент или даже школьник могли по этому закону легализовать свой труд и пользоваться теми же возможностями социальной защиты, которые есть, например, у предпринимателей-физических лиц.
Алгоритм действий, предусмотренных законом, был абсолютно прост. Чтобы стать субъектом упрощённой налоговой системы, человеку достаточно (говорит закон) открыть предпринимательский счёт в одном из банков. А дальше, при поступлении денег на этот счёт, банк должен был производить выплату налога по предусмотренной законом льготой ставке. Периодом такого налогообложения законодатели установили месяц. Рассказывать дальше о технике дела нет смысла, поскольку банки, действующие на территории Эстонии, этот закон дружно проигнорировали.
Честно сказать, после того как один знакомый рассказал мне о своих попытках открыть предпринимательский счёт и нежелании банков это делать, я не поверил. Всё-таки, думалось мне, есть закон, и проигнорировать его, вроде бы, должно быть неудобно. Потому сам обратился в шесть самых крупных наших банков за разъяснением. Оказалось, действительно, ни Swedbank, ни SEB, и никто, кто поменьше, открывать предпринимательские счета не собираются. Вроде бы (по неточным сведениям) во второй половине следующего года банк LHV предложит такую услугу. Или не предложит.
О том, что банковская сфера не очень церемонится с эстонской властью, известно давно. Но такого «локаута» от всех банков, кажется, ещё не было. И что наши законодатели? Что банковская инспекция? Вот бы сейчас финансовой комиссии Рийгикогу в качестве сатисфакции взять и быстренько протолкнуть закон о том, что в случае, если продажа заложенной недвижимости не покрывает остатка кредита, он всё равно считается закрытым. Один специалист банковского дела сказал мне, что такое правило впервые появилось в Америке (где действует и поныне). Такой порядок существует во многих странах Евросоюза. Соседи в Латвии проблему решили тоже таким образом. Однако наши законодатели боятся принять эту абсолютно логичную норму. И дружественное (на словах) к небогатым слоям коалиционное правительство на этот счёт молчит. Как, впрочем, и по поводу несостоявшейся реализации их инициативы об упрощённом налогообложении. Чтобы сейчас Центристской партии запустить Таллиннский банк, о создании которого столько лет идут разговоры. И чтобы банк этот стал исполнять закон, о котором идёт речь. Ведь если таллиннский городской бюджет перевести в этот новый банк, он сразу станет вполне устойчивым. А на недовольство крупных банков наплевать, как они дружно наплевали на принятый эстонским парламентом закон.
Autor: Владимир Вайнгорт
Похожие статьи
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.