С 1 января 2018 года (то есть для бизнеса очень скоро) заметно меняется норма Закона о налоге с оборота в той его части, где говорится о необходимости регистрации в качестве налогообязанного (то есть подчиняющегося требованиям этого самого закона).
До конца нынешнего года такая обязанность возникает при достижении оборота сделок (с начала года) в 16 000 евро.
С начала следующего года цифра возрастает более чем в два раза и становится равной 40 000 евро (Закон о налоге с оборота, статья 19, части 1 и 2). В связи с такой «сменой вех» возникает несколько вопросов. Чаще всего спрашивают: если предприятие уже входит в круг налогообязанных, но по результатам 2017 года у него не окажется сорокатысячного оборота в Эстонии - означает ли это, что Налогово-таможенный департамент лишит его «налогообязанности»?
Нет. Не означает. И даже если в перспективе на 2018 год предприятие, скорее всего, не потянет внутриэстонский оборот в 40 000 евро, всё равно выйти из круга налогообязанных такое предприятие может только по его собственному желанию.
У налогового администратора есть право исключить кого-либо из списка налогообязанных лиц только в единственном случае: если полностью отсутствует деятельность. А оборот ниже «новой» или даже «старой» нормы, установленной для регистрации фирмы налогообязанной, не даёт налоговому администратору права менять её статус в смысле налоговой обязанности по обороту. Только у самого предприятия такое право есть. И если руководители (либо собственники) видят, что им в следующем (2018) году не дотянуть с начала и до конца года оборот до 40 000 евро, они могут уйти из круга налогообязанных. Но, подчеркнём, для них это не обязанность, а право.
Второй вопрос, который задают «продвинутые» бухгалтеры: если фирма уйдёт из числа налогообязанных, но в бытность её в этом списке фирма приобретала какое-либо движимое или недвижимое имущество, входящее в основные фонды, и зачитывала уплаченный налог с оборота или зачитывала его с расходов на строительство или иное развитие недвижимости, и срок с момента зачёта и до момента ухода из числа налогообязанных менее 5 лет (для движимого имущества) и 10 лет (для объектов недвижимости), то надо ли будет возвращать зачтённый налог пропорционально оставшемуся периоду?
На этот вопрос ответ единственный: да! Поэтому в оставшееся до начала следующего года время надо разобраться с такой ситуацией и принимать решение насчёт «уйти-остаться» с учётом возможного снятия проблемы ещё в нынешнем году (если такая возможность существует в конкретной ситуации).
В любом случае налоговая техника не меняет экономического содержания принятого изменения в законе. А оно давно назрело, поскольку в экономике снижается доля бизнеса с высокой материалоёмкостью и растёт доля так называемого наукоёмкого производства. Кому выгодно было как можно раньше стать налогообязанным по НСО и получить право зачитывать налог с оборота, входящий в цену приобретения сырья, материалов, механизмов или услуг? Тому предпринимателю, у которого основная себестоимость создавалась за счёт приобретения товаров или услуг.
А кому включение в круг налогообязанных было очень невыгодно? Это касалось предпринимателей, у которых главная добавленная стоимость образовывалась за счёт труда (физического либо интеллектуального). Поэтому увеличение размера оборота, необходимого для попадания в число налогообязанных по этому показателю, без сомнений, выгодно прежде всего наукоёмкому бизнесу.
Если бы эта величина была не 40 тысяч евро, а сто тысяч (что предлагалось многими специалистами), то для развития экономики знаний это было бы ещё лучше. Но даже и за нынешнее изменение имеет смысл благодарить минфин. Надо отдать должное нынешнему министру финансов - по революционным изменениям в налоговой системе, направленным на развитие в Эстонии нового индустриального общества, он уже обошёл всех своих предшественников. И это обнадёживает.
Autor: Владимир Вайнгорт
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему прибыль есть, а денег нет? Или наоборот? Хотите найти
общий язык со своим бухгалтером, чтобы лучше друг друга понимать или чтобы даже думать, как бухгалтер?
Тогда этот курс для вас.
Кластер финансовых компаний критически высказался о стратегии государственного бюджета.
В рамках переговоров по бюджетной стратегии правительство договорилось об акцизных ставках на подслащенные напитки. Целью правительства при этом налогообложении является ориентировать потребителей на более здоровые напитки и оказать влияние на производителей подслащенных напитков с целью сокращения количества сахара в рецептуре.
77 голосами «за» Рийгикогу принял инициированный комиссией по экономике Закон о внесении изменений в Закон о планировании и, в связи с этим, в Закон об оценке воздействия на окружающую среду и о системе управления окружающей средой.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.