Мы, если и не впереди Европы всей, то, по крайней мере, находимся в числе ведущих стран Евросоюза по количеству выпускников высших учебных заведений на тысячу жителей.
„Высшее образование первой ступени“ и т. н. прикладное высшее, а также „бакалавриат“ у нас завершили: в 2014 году — 13 826 молодых людей, а за 4 года (с 2011 по 2014) такой уровень знаний обрели 48 584 человек.
Магистрами за те же годы стали 11 811 юношей и девушек (в том числе, в 2014 году — 2579 человек). То есть, почти 50 000 молодых специалистов за четыре последних года вышли на рынок труда.
Статистика не сообщает, сколько выпускников высшей школы нашли себе работу по полученной специальности, но можно точно сказать: явное меньшинство.
Большая часть покинула страну в поисках работы. Среди оставшихся многие не в состоянии применить полученные знания и часто оказываются в группе безработных. Для общества в целом это безумное расходование средств, а для конкретных людей — трагедия в начале жизненного пути.
В нынешнем году из среднемесячных 28,5 тысяч зарегистрированных безработных более 5,3 тысяч имеют высшее образование. Их в 10 раз больше, чем лиц со средним образованием (!) и больше, чем людей, окончивших основную школу. Получается, что количество безработных в возрасте до 25 лет за последние годы колеблется от 15 до 22% в то время, как в возрасте от 50 до 74 лет их около 6%.
То есть, с одной стороны, мы многократно и всячески подчёркивает, что по уровню подготовки высокообразованных юношей и девушек наша страна вполне соответствует „экономике знаний“, а с другой стороны, выходит, что действующей экономике эти знания не нужны и она вполне удовлетворяется уровнем основной школы.Проблема молодёжной безработицы общеевропейская. Разница между странами только в том, что в одних власти её решают или во всяком случае пытаются это делать, а в некоторых, как у нас, смотрят на всё спокойно.
Мы одна из немногих европейских стран, где нет государственной молодёжной политики и нет попыток даже в первом приближении влиять на результат законодательными мерами.
Что прежде всего требуется выпускникам учебных заведений? Гарантия получения первого рабочего места. Достигается она двумя способами: директивным распределением (что организовать в условиях рыночной экономики сложно) или целостной системой различных льгот и мер поддержки предпринимателей, принимающих на работу молодых специалистов. Эти меры необходимы, поскольку в течение какого-то периода такой специалист проходит „наладку“ в условиях реального предпринимательства. И такая „наладка“ требует не менее года. Если крупному предприятию она под силу, то для малого и даже среднего бизнеса это экономически непозволительная роскошь.
Например, в не самой богатой стране ЕС — Польше — государство компенсирует издержки работодателя (при полной занятости выпускника) в части зарплаты и взносов социального страхования в период до 12 месяцев. Там же в Польше освобождаются до двух лет от уплаты налогов молодые специалисты с высшим образованием, открывшие свой бизнес (т. н. фрилансеры). Для них временно (до 12 месяцев) приостанавливается сбор на пенсионное страхование. Многие экономисты считают, что в успешном преодолении поляками кризиса и опережающем соседей росту ВВП роль этих мер существенна. Так же, как и роль кредитов для фирм, создаваемых молодыми специалистами, (с государственным поручительством и доплатой по процентным издержкам).
В Чехии развёрнута система налоговых льгот работодателям, создающим рабочие места для молодых специалистов.Во Франции поддержка молодых специалистов начинает действовать с государственной системы профориентации в университетах и вузах (включающую адресную подготовку старшекурсников для госадминистраций, муниципалитетов и предприятий). Там же во Франции при поддержке государства действует Ассоциация помощи выпускникам вузов с трудоустройством (AFIJ).В Германии развёрнута эффективная система связи бизнеса и вузов, включающая длительные практики, поддерживаемые государством. Там же действует система налоговых льгот. Во многих странах приняты законы о первом рабочем месте.
Чтобы переломить сложившуюся тенденцию, требуется государственная программа, важным элементом которой может стать закон о первом рабочем месте.
Экономисты, разбирающиеся в данном вопросе, предлагают (с учётом опыта других стран) продолжить социальное страхование молодых специалистов, как студентов.
Не исключено, что в рамках обсуждения можно было бы рассмотреть правовые основания для установления ежегодных квот для молодых специалистов в госслужбе, муниципалитетах, на государственных и муниципальных предприятиях. Тем самым мы запустим стоящие сейчас без движения социальные лифты.
По мнению предпринимателей, требуется целостная государственная программа профориентации, начинающаяся со школы и продолжающаяся в высшей школе, нацеленной на подготовку молодых к работе в реальном секторе.
Формирование и реализация молодежной политики должно происходить на государственном уровне, но местные самоуправления и предприниматели могут выйти с конкретными предложениями. Мы продолжим консультации с целью обозначения своего видения возможных решений обозначенной проблемы. Уже сейчас мы призываем представителей социально ответственного бизнеса прийти в муниципальные школы со своими программами дополнительного обучения. Мэрия Таллинна готова поддерживать подобные проекты.
Autor: Михаил Кылварт
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
34 000 человек, живущих в Эстонии, не учится и не работает. У государства отсутствует какой-либо контроль над их деятельностью, заявил госконтролер Алар Карис.
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.