В большинстве учебников по экономике доминирует модель экономического роста, составленная американцем, лауреатом Нобелевской премии Робертом Солоу (родился в 1924 году). Солоу определяет рост не как рост объемов производства в стране, а как рост объёмов производства на душу населения. Следовательно, чем больше производится и потребляется на душу населения, тем быстрее рост. Такое понимание приводит к экономическому росту за счет производства и потребления барахла, пишет экономист Андрес Аррак.
- Андрес Аррак Foto: Terje Lepp
Мнение изначально опубликовано в газете Postimees и приводится в сокращенном переводе.
Идеология неоклассиков «больше – значит, лучше» - это современный идеал и одновременно двигатель развития. В 2009 году самый быстрый рост был в Макао (если кто-то знает такой административный район Китая) – 13,2%, Катаре – 9,5% и Азербайджане – 9,3%. Завершали список Латвия(–17,8%), Армения и Литва (–15%) а также Эстония и Украина (–14,1%).
В своем недавнем мнении Хардо Паюла оправданно раскрывает «маленький грязный секрет» современного капитализма. Он подчёркивает, что обострение глобальной конкуренции, прежде всего в связи с появлением на рынке экономических гигантов из Азии, заставило богатые государства с ухудшающейся демографической структурой и дорогим производством влезть в долги, чтобы поддерживать уровень жизни.
Но у того же процесса есть другая сторона. Борьба с напирающими с востока дешёвыми товарами вынудила признанные бренды пойти на уступки в качестве. Чтобы сохранить позиции, нужно больше продавать. Никто просто так хорошую вещь (машину, мобильный телефон) не выбросит.
Потребителей нужно буквально заставлять покупать новые товары. И проще всего это сделать, поставив потребителей перед фактом – старая вещь просто разваливается.
Печально, но это так: популярные бренды всё чаще предлагают некачественные товары. Приведу личный пример. Так как продукцию американской компании Camel Boots наши магазины больше не продают (слишком прочные), я в какой-то момент переключился на немецкий (качественный) бренд Lloyds.
Первые мои ботинки Lloyds продержались десять лет и стоили 2700 крон - пятнадцать лет назад это было огромной суммой. Следующие ботинки Lloyds (стоили столько же) я проносил полтора года и последние – менее года.
Последний всемирный кризис доказал, что экономика некоторых государств (США, Германия, Франция и др.) базируется на том, что машину нужно менять каждые пару лет. Если в один прекрасный момент общество решит иначе, то вся модель разваливается. Чтобы снова встать на ноги, выпускающие автомобили компании были выкуплены государством, а людям раздавали деньги на покупку нового авто.
Экономические модели, построенные на приобретении некачественного товара в кредит, нежизнеспособны. Хотя бы уже потому, что когда Китай и Индия к 2060–2070 году восстановят свои позиции, то это произойдёт не за счёт роста потребления, а за счёт его перераспределения.
Сегодняшнюю модель роста и идеологию «больше – значит, лучше» нужно переписать. Но на это потребуется время. Вряд ли Роберт Солоу уже хочет этим заниматься.
Похожие статьи
Ведущий эстонский продавец моторного топлива Statoil Fuel & Retail Eesti AS призывает автовладельцев считаться с экстремальными холодами и колебаниями температуры воздуха и подготовить автомобили.