Член правления Nortal Олег Швайковский считает, что стартапы в нынешний кризис попали в тяжёлое положение, и многие из них его не переживут.
«В кризис чувствуем себя уверенно», - рассказывает Швайковский о том, как идут дела у Nortal. «Зарплаты мы не сокращали, и не думаю, что будем это делать в будущем. Немного сократили неоперационные расходы, но, во-первых, сумма существенная, а, во-вторых, такие вещи менеджмент в принципе должен делать на регулярной основе. Наш бизнес оказался устойчив к кризису. Во многих странах, где мы представлены, он не просел», - рассказывает Швайковский.
По его словам, кризис 2008-2009 годов стал тем периодом, когда зарплаты в IT-секторе стали самыми высокими в стране, обойдя даже финансовый сектор. По мнению Швайковского, что-то подобное произойдёт и во время нынешнего кризиса.
«Рост внутри сектора будет неравномерным. Быстрее всего будут расти э-каналы, удалённое обучение. Кризис принесёт фундаментальные структурные изменения во всём здравоохранении, которое поддерживает как раз IT-сектор», - рассуждает руководитель Nortal.
«Я убеждён, что чистый IT всё больше и больше становится ремеслом, - добавил он. – Всё больше и больше будет цениться возможность совместить IT с компетенцией в какой-то другой сфере. Например, финансовый специалист, который разбирается в IT. Или айтишник, который разбирается в финансах. Или работник медицины, хорошо разбирающийся в IT-области. Если человек разбирается ещё в чём-то, кроме IT, то его ценность на рынке труда это повышает экспоненциально. Поэтому я всегда всех призывал: «Будьте любознательны!»
По мнению Швайковского, нынешний кризис также нанесёт большой удар по глобализации, и во всех странах мира бизнес будет задумываться: «Что я могу производить сам, чтобы не зависеть от поставок из-за рубежа?», что также затронет IT-сектор. Nortal, работающий в нескольких странах, пострадает от разрушения глобализации не так сильно, поскольку компания старается опираться на местных специалистов.
«Из 150 человек, работающих на американский рынок, 100 наняты в США. Это резко снижает нагрузку на перемещения: людям не нужно постоянно ездить, летать и т.д. Это хорошо работающая модель, что мы видим, сравнивая нас с аналогичными компаниями, которые привозят много людей из-за рубежа», - говорит он.
Стартапы получат удар под дых
А вот кто по-настоящему пострадает от нынешней нестабильности, так это стартапы.
«Стартаперское движение получит удар под дых. Многие из них не переживут кризиса – это совершенно очевидно. Сейчас все обсуждают проблемы Bolt, но это неправильно: есть немало стартапов, которые не столь заметны, но государственной помощи заслуживают не меньше», - считает он.
Так стоит ли помогать Bolt?
«Это замечательная компания с жизнеспособной моделью. Кризис случился в очень неудачное для них время. Случись он на 3 года позже, было бы совсем по-другому. Bolt - отличная компания с прекрасным специалистами. Но государство всё же должно выработать чёткий план помощи стартапам в целом и уже сквозь призму этого плана смотреть, попадает ли под критерии в том числе Bolt или нет», - полагает он.
«Что мне в этой компании не нравится, так это «латышский компонент» (материнское предприятие Bolt находится в Латвии – прим. ред.). Потому что тем самым в нашей стране остаются только налог на рабочую силу, а вся добавочная стоимость уходит кому-то другому. Это не то, что Эстонии нужно», - полагает глава Nortal.
Тот факт, что Bolt на протяжении всей своей истории является убыточным, Швайковского не смущает.
«Amazon до позапрошлого года тоже терпел одни лишь убытки. Они показывали нереальный экспоненциальный рост, постоянно вкладывая все деньги в разные области, в которых они расширялись как раковая опухоль. Компания растёт. У банкиров вообще есть такое определение, что если компания выходит на операционную прибыль, то она перестаёт быть стартапом», - полагает Швайковский.
Они другие
На данный момент Швайковский находится в длительной командировке в Сиэттле, где живёт, работает и находится сейчас во время карантина. По его словам, IT-рынок США и Эстонии имеет немало различий.
«Сиэттл – важный хаб, потому что здесь много мультинациональных корпораций: головные конторы Amazon, Starbucks, Boeing, Expedia и многих других находятся в Сиэттле. Это айтишная «Вавилонская башня». Рынок труда здесь гораздо более динамичный (у нас есть внутренняя шутка, что это от слова «динамо»), чем в Эстонии. Если в нашей стране в одной конторе в среднем работают четыре года, то в Сиэттле – меньше двух. Я сталкивался со случаями, когда человек должен был прийти в понедельник к нам на работу, его ждал компьютер и всё остальное, а он утром пишет: «Олег, я получил другое предложение, сегодня не приду». Вначале это шокировало, потом привыкли», - рассказывает Швайковский.
«Здесь также совершенно другой код коммуникации, нежели мы привыкли в Эстонии. Американцы гораздо более открыто выражают позитивную обратную связь, а негативную – прячут. Знаменитая концепция бутерброда: «позитив-негатив-позитив». Во время часового разговора тебя 25 минут хвалили, 10 минут ругали, а потом опять 25 минут хвалили. У тебя может создаться впечатление, что это был разговор о том, какой ты классный. А в реальности целью разговора были те самые 10 минут: тебе хотели донести, что у тебя ничего не получается. И многим с непривычки трудно такое распознать», - говорит он.
Похожие статьи
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.