Победительница первого сезона популярного конкурса поваров MasterChef Eesti Яна Гузанова одновременно работает в сфере финансов, организовывает частные ужины и размышляет над собственной книгой и открытием «кулинарной лаборатории». О том, как удается все это совмещать, о месте женщин в мире высокой кухни и своей русско-эстонской идентичности она рассказала в передаче «Деловые люди».
- Яна ежедневно занимается расследованием финансовых преступлений в компании Wise и говорит, что, поскольку в ее голове постоянно дуют разные ветры, и она не может быть на 100% привержена одному делу, ей нравится работать в определенных рамках, но при этом давать волю своему творчеству, когда речь идет о еде. Foto: Личный архив
Яна Гузанова ежедневно занимается ответственной работой - расследованием финансовых преступлений в компании Wise. Однако, девушка признается, что в ее голове дуют разные ветры, и она не может быть на 100% привержена одному делу. На работе она посвящает себя строго отрегулированному миру финансов, но дает воле творчеству, когда речь идет о кулинарии.
«Это то, что делает меня такой, какая я есть. Я настолько разная, что не хочу себя как-то определять, в том числе названием должности. До тех пор, пока моя деятельность создает ценность и вызывает положительные эмоции, я достигаю своей цели», – говорит она.
MasterChef Eesti – эстонская версия крупнейшего в мире телевизионного конкурса поваров-любителей MasterChef, выходит на канале Telia Inspira. В финале первого сезона победу одержала Яна Гузанова, получив титул MasterChef Эстонии и приз в размере 10 000 евро. Второй сезон шоу стартует в Эстонии осенью 2023.
- В апреле мечта Яны сбылась: она устроила частный ужин на 50 человек совместно с компанией Bestwine и еще одной финалисткой MasterChef Eesti Ксенией Каркавенко. Foto: Личный архив
В апреле еще одна мечта Яны сбылась: вместе с компанией Bestwine и еще одной финалисткой MasterChef Eesti Ксенией Каркавенко она организовала частный ужин на 50 человек. В том же месяце она впервые организовала частный ужин для своей одноклассницы, сделавшей сюрприз мужу на день рождения. «Я не просто пошла в магазин и купила свиную вырезку, а заказала голубей из Германии. Это был очень интимный ужин из четырех блюд с приветственным тостом», – вспоминает Яна.
Вспоминая свой первый большой ужин, Яна Гузанова говорит, что, когда изначально предвзято настроенный человек в итоге меняет свое мнение – это лучшая похвала повару: «За столом сидел один человек, который сказал, что не ест сырую форель и фрукты в соленом соусе, не говоря уже о голубях. А я использовала сливы в одном из соленых блюд. Но именно этот человек съел в итоге свою порцию подчистую».
Гости ужинов во много еще воспринимали ее как человека, проложившего себе путь через телешоу. «Все это энергетически утомительно, поскольку означает не просто приготовление еды, но и внимание к твоей персоне», – отметила Яна. Она была приятно удивлена тем, что много людей ее поддерживают, многие интересуются ею как личностью, доверяют и хотят узнать ее получше.
- Победитель первого сезона большого кулинарного конкурса MasterChef Eesti Яна Гузанова. Foto: Личный архив
Вы родом из Вильянди. Каким было ваше детство, помогали ли вы маме на кухне чистить картошку с морковкой? Думали ли вы тогда о том, что в будущем будете заниматься кухней и готовить?
Еда в моем детстве была всегда. Случались и тяжелые времена, когда нельзя было слишком много тратиться, но продукты на столе были всегда, и всегда приходилось готовить. Сутками варились бульоны для борща и харчо, и я в любой момент могла постоять рядом с мамой и понаблюдать за процессом приготовления. Иногда она и мне давала задания.
Становиться поваром я не хотела, мне казалось, что это, скорее, хобби и форма творчества. На самом деле женщины-повара обычно не особенно знамениты, и женщины стремятся выучиться профессиям, которые считают более серьезными. Ведь даже в наше время женщины-повара, как правило, на втором плане. Мое большое желание – изменить ситуацию, чтобы женщины могли добиваться успеха и на кухне.
Славянская кухня в вашей семье была и есть на первом месте?
Да. Люди иногда спрашивали меня: ем ли я домашнюю еду – картофель с фаршем в белом соусе? Я отчетливо помню, как, придя домой и съев на ужин борщ и пельмени, спросила маму: почему ты не можешь приготовить нормальную еду – ту самую картошку с фаршем, которую у нас дома совсем не готовили. Но мне казалось, это не домашняя кухня, в отличие от борща и пельменей, и мне посчастливилось вырасти в такой семье, где готовили именно так.
Правильно ли я понимаю, что в вашем холодильнике нет полуфабрикатов?
Есть, конечно. Например, только что я заварила лапшу быстрого приготовления. Давайте подходить ко всему со здравым смыслом. Если вас мучают угрызения совести из-за того, что в вашей морозилке пельмени, это нездоровый образ мыслей.
Каким был первый сезон MasterChef, были ли сложные ходы и моменты? Какие эмоции в вас преобладали?
Честно признаюсь: в первых трех выпусках я не понимала, что я там делаю. Весь этот стиль был не для меня. Ыйе Притсон хорошо сказала об этом: «Яна потеряла голову и не знала, кто она такая в первых трех передачах».
Я действительно искала, как мне выразить себя. Были рецепты, по которым я за последние 15 лет или даже ни разу в жизни не готовила. Тенденции в кулинарии меняются, и я не знаю, почему я решила вернуться в прошлое. Но в том-то и дело, что в напряжении ум работает по-другому, восприятие времени меняется, и потребовалась пара передач, чтобы найти себя в этом формате. Это было нелегко. Говорят, что чем дольше идет шоу, тем оно сложнее, но в моем случае этого не произошло, я поймала свою волну, так сказать, поставила автопилот и скользила до конца.
«Если мне что-то не понравилось, я все равно это съем»
Как вы думаете, что принесло вам успех на шоу?
Доверие к себе. На самом деле, если вы знаете, что делаете что-то хорошо, то просто должны идти до конца и не поддаваться сомнениям. Успех пришел тогда, когда я нашла себя и начала доверять своим рецептам, своему чувству вкуса и, конечно, учиться, когда меня за что-то критиковали. Все это вместе помогло мне добиться успеха.
Если сравнивать эстонское и американское шоу MasterChef, то в американском больше эмоций и критики. Насколько хорошо вы умеете воспринимать критику и насколько вы способны ее выдержать?
Существует разница между критикой и критиканством. Есть очень много режущего негатива, но встречается и конструктив. Я обычно не принимаю негатив близко к сердцу. Конструктивную критику очень приветствую, она обладает созидательной силой. Кулинария сама по себе очень сложна, вкусы у всех разные.
Повару довольно сложно найти баланс, нельзя как постоянно идти на уступки, так и всегда сопротивляться. На одном из моих частных ужинов меня попросили подать голубя well done (полностью прожаренным – прим. ред.), что для меня довольно сложно, но я, конечно, пошла навстречу.
Как повар, вы должны в какой-то момент спросить себя: насколько вы готовы откликаться на просьбы? Должен ли я отложить в сторону свой собственный стиль и открыться клиенту, или же останусь верным своему образу мышления?
А вы сами часто бывали во многих кафе, ресторанах, закусочных? Критиковали ли их?
Да, когда-то я думала, что я крутой повар и у меня все всегда будет получаться. Мне было 24-26 лет, и я думала, что все знаю и имею право критиковать. Теперь я понимаю, сколько усилий нужно приложить, чтобы блюдо попало на вашу тарелку, и как много делает повар, чтобы его приготовить. Теперь я считаю, что если с блюдом что-то не так, это говорит о том, что повар – тоже человек.
Мне особенно нравится ходить в рестораны с мишленовскими звездами, где вы можете почувствовать и понять, что на кухне что-то пошло не так, что-то забыли. Ведь на кухне работает человек, а не робот. Я, скорее, даже ценю эти маленькие промахи и, конечно, никогда больше не критикую. А если мне что-то не понравилось, я все равно это съем.
А как было принято у вас дома, всегда ли нужно было опустошать тарелку, прежде чем встать из-за стола?
Такого не было, и я не знаю, откуда вообще взялась эта традиция и не понимаю этот командирский тон. Каждый знает, когда он сыт. Я сама очень редко завтракаю, хотя мне говорили, что это вредно для здоровья. Но это мое дело, и никто не скажет мне, что я должна в девять часов утра съесть яичницу.
Яна, вы были моделью. Модели следят за своим питанием и временем приема пищи. Насколько вы следите за тем, что и сколько вы едите, что вы себе позволяете и чего не разрешаете?
На самом деле, я очень внимательно слежу за тем, что ем. Стараюсь быть активным человеком и не забывать про потребление необходимого белка. На самом деле я ем очень здоровую пищу. Но когда мне приходится экспериментировать на кухне и придумывать меню, и, давайте будем честными, в соусы и пюре идет много масла.
Конечно, вы можете сделать их более здоровыми, но именно во вредных компонентах кроется вкус, они важны для текстуры. Это портит диету, но не то чтобы я себя за это ругала. Я исхожу из того, что еда должна быть вкусной. Я бы не стала заставлять себя есть приготовленную на пару брокколи, в которой нет ни капли масла или соли. Скорее, нужно хорошо готовить и наслаждаться тем, что у тебя на тарелке.
Заглянуть в глаза еде
Используете ли вы в своих меню субпродукты, или, как некоторые говорят, останки животных?
На мой взгляд, они очень вкусные. Дело в том, и я подчеркиваю это, что если животное убито, то просто из уважения к его жизни все его части тела должны быть утилизированы. Лично для меня просто вырезка и стейк не так интересны. Язык, печень и говяжий хвост, если уделить им время, получатся гораздо лучше, чем просто мясо.
Когда я организовывала частный ужин, то заказала коробку голубей из Германии, с головами и лапами, и решила обратиться к людям с таким призывом: если вы можете есть мясо на своей тарелке, вы должны мочь и посмотреть в глаза этому животному или птице. Это, конечно, жутковато, но это дань уважения жизни животного. Это важно, ведь оно отдало свою жизнь, и вы должны относиться к нему с благодарностью.
Думали ли вы о том, чтобы самой вырастить животных, а потом подать их на ужин своим гостям?
Я ничего не имею против этого. Я чувствую, что как повар я должна брать на себя эту ответственность и проводить через весь жизненный цикл самой. Если в будущем станет возможно, то обязательно это сделаю. Это моя личная миссия, которую необходимо выполнить.
Вопрос, который я задаю своим гостям: кем они себя ощущают? Яна, вы выросли в славянской семье, учились в школе в Эстонии, окончили Школу дипломатов. Кто вы?
Как же дипломатично ответить на этот вопрос? На самом деле, я чувствую себя ровно настолько же эстонкой, насколько и русской. Мои высказывания не изменят моей крови, во мне есть русская, украинская, польская, татарская и еврейская кровь, но я выросла в Эстонии, и когда смотрю видео с Певческого праздника, у меня наворачиваются на глаза слезы и стоит ком в горле, я так люблю Эстонию, что у меня мурашки по коже.
Эстонская культура и еда – все это очень важно для меня, но я уважаю и никогда не забуду свои корни. Мои родители родом из окрестностей Николаевска-на-Амуре (город в Сибири, Хабаровский край РФ – прим. ДВ), примерно в 34 километрах от Китая. Я должна уважать своих предков и знать, какой была их жизнь, откуда бралась еда, – например, почему с пельменями они не ели сметану.
О финансах, дипломатии и важности любимого дивана
Вы учились в Школе дипломатов, почему вы сделали такой выбор?
Я проходила практику в юридическом отделе Министерства иностранных дел, поскольку интересуюсь правом Европейского союза и международными отношениями. Училась в Школе дипломатии со специализацией в области права ЕС и международных отношений.
Честно говоря, в какой-то момент я действительно начала думать, что хотела бы стать дипломатом; мне нравятся зарубежные командировки и всё, что с ними связано. Постоянно находиться на одном и том же месте мне не по душе, я люблю быть в постоянном движении. Мне нравятся международные отношения, и было бы интересно заниматься чем-то в этой области.
Что общего между таким стартапом, как Wise, дипломатом и поваром-любителем? Как вы оказались на работе в компании Wise?
Совершенно случайно. Я прожила какое-то время в Бельгии и почувствовала, что нужно двигаться дальше, и подумала, а почему бы не вернуться домой? Конечно, я скучала по маме, ее борщам и пельменям. Я смело посмотрела объявления о работе и увидела предложение от Wise. Работа по предотвращению мошенничества очень полезная, ты действительно помогаешь людям предотвратить финансовые потери, это очень благодарное дело.
А чем вы занимались в Бельгии?
Получала степень магистра права в Антверпенском университете, и у меня было небольшое летнее pop-up кафе по соседству, которое я содержала как один из партнеров – там были закуски и замечательное бельгийское пиво, которые мне, как и само кафе, очень нравились. 18-часовые рабочие дни были обычным делом. Но зато ты получаешь от клиента благодарность, сидя в стороне и наблюдая, как он наслаждается твоей едой в прекрасном замковом парке, обсаженном розами. Это необычный опыт в моей жизни, трудный, но полезный.
Слушаю и восхищаюсь вашим трудолюбием: 18-часовые дни в бельгийском кафе – для вас норма. Как насчет выгорания? Ведь полный рабочий день вы трудитесь в Wise, а по вечерам готовите частные ужины. Как долго у вас хватит сил работать на нескольких фронтах, не боитесь ли вы «выгореть»?
Интересно, что вы сказали про это. На самом деле, я начала чувствовать в себе некоторые модели поведения, которые мне не нравятся. Однажды у меня уже было выгорание — я как будто потеряла слух, голова шла кругом в течение трех месяцев. Это случилось в Бельгии после работы в летнем кафе, в период экзаменационных сессий. И на прошлой неделе я как раз начала замечать моменты, которые заставили меня насторожиться.
Очень важно сказать себе «стоп». Сейчас я взяла на себя обязательство до середины июля и больше не буду браться за работу, поскольку это может сказаться я на моем здоровье. Передышки необходимы. Если вы очень заняты, то не должны чувствовать себя виноватым, надо взять свободный день и просто полежать на диване. У меня так было в одно воскресенье, когда я не вставала с постели до 5 часов вечера. Это совершенно нормально, вы не должны чувствовать вину за то, что уделили себе время. Ничего не делать – это тоже своего рода деятельность.
Ресторан, книга, лаборатория
Что делает ресторан хорошим? На что вы обращаете внимание?
Я люблю, чтобы обслуживание было очень свободным, мне не нравится чрезмерная вежливость, «лакейство» – галстуки-бабочки и полосатые рубашки. Мне нравится чувствовать себя так, будто я пришла в гости, но при этом со мной не обращаются как с королевской персоной. Однако есть и клиенты, которым это нужно, и я это понимаю.
Для меня ужин – это место, где люди делятся своими эмоциями, рассказывают о том, что произошло за день, в непринужденной обстановке. Еда для меня – это совместное времяпрепровождение, для меня очень важно, чтобы порция не была большой, но можно было бы заказать много разных маленьких закусок и поделиться ими, и чтобы эмоции, связанные с едой, возникали сами собой.
Каким будет ваш ресторан, и когда вы его откроете?
Концепция классического ресторана, возможно, для меня исчерпана. Сейчас моя цель – сделать ресторан в стиле лаборатории, где можно проводить мастер-классы, а вечером он превращался бы в 16-местный ресторан. Я всегда хочу сохранять интимность, и в моем ресторане точно не будет 120 человек, но это будет место, где я смогу общаться с гостями, разговаривать с ними и уделять личное внимание деталям. Для меня важно, чтобы человек пришел ко мне в гости, а не просто получил от меня тарелку с едой за определенную сумму денег. В меню моего ресторана обязательно будут субпродукты, а также вегетарианские блюда.
Кто для вас служит примером в Эстонии?
На самом деле, в Эстонии таких примеров довольно много. У нас много хороших ресторанов. Нельзя обойтись без таких имен, как Пеэтер Пихель и Тынис Сийгур, которые творят чудеса в своей области. Один из моих любимых ресторанов сейчас – это Barbarea, которым руководит Кеннет Карьяне. У него стиль в чем-то схожий с моим.
Конечно же, это и Орм Оя, который был одним из судей на шоу MasterChef Estonia, я пробовала его блюда в ресторане Noa, это был третий лучший опыт в моей жизни, там люди с золотыми руками. Из женщин-поваров я бы привела в пример Анжелику Удекюлль.
Я совершенно не хочу занимать феминистскую позицию, но на самом деле женщине пока трудно добиваться успехов. В Валгаском уезде, например, есть ресторан «Три сестры», который и открыли три сестры. Такие примеры очень вдохновляют, и это здорово, когда женщины добиваются успеха в мире еды.
Яна Гузанова
победительница первого сезона популярного конкурса поваров MasterChef Eesti
Читаете ли вы много книг, связанных с кулинарией, и выйдет ли когда-нибудь ваша книга?
Думаю, это мой следующий шаг, у меня есть пятилетний план, который нужно реализовать. Книга была бы автобиографической, рассказывающей о моих корнях, о том, откуда что берется. В ней будет славянский уклон, в какой-то момент появится бельгийский и эстонский. Она обязательно будет разделена на четыре сезона. Я не хочу, чтобы это была только кулинарная книга или только книга обо мне, хочется, чтобы в ней была лучшая комбинация из двух миров и она давала бы образовательный эффект.
На протяжении всего интервью вы несколько раз говорили, как вы благодарны клиентам, гостям. Если посмотреть на всю вашу жизнь – Вильянди, Бельгию и Таллинн, MasterChef Eesti, ваше кафе, за что вы особенно чувствуете благодарность?
Я благодарна за то, что у меня есть мама, которая в нужный момент меня хорошенько подтолкнула, чтобы я могла пробиться, и которая научила меня делать действовать, оставаясь при это честным человеком. Я благодарна за то, что по сей день могу быть искренней и честной, несмотря на дурные стороны жизни и трудности, с которыми я сталкивалась.
Мне удалось остаться человеком, который видит в других хорошее, пусть это и немного наивно, наверное. Не дай Бог, чтобы кто-то еще когда-нибудь меня обидел. Я надеюсь, что, несмотря на трудности, я смогу сохранить в себе этот стержень, и это то, что невозможно продать.
Оригинальное интервью записано для передачи «Деловые люди» на эстонском языке.
Следите за ДВ в соцсетях! Подписывайтесь на наш подробный Telegram, оперативный Facebook и красивый Instagram.
Похожие статьи
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.