Кирилл Бадикин, администратор группы «Друзья Украины в Эстонии», с начала марта помогает военным беженцам обустроить жизнь на новом месте. Он рассказал о своем волонтерском пути, проблемах и достижениях сообщества добровольцев.
- Волонтер Кирилл Бадикин. Foto: Личный архив
15 лет я работал в туристическом секторе на разных позициях, закончил магистратуру по дизайну и управлению услугами в Тартуском университете, а затем пришла корона. И я не нашел ничего подходящего для себя в туристической сфере, сознательно взял перерыв. Я сосредоточился на новом доме, семье, путешествовал, тренировался и взял щенка. Незадолго до войны я договорился с Таллиннским продовольственным банком, что приду на помощь волонтером. Я работал там с февраля до конца мая, несколько раз в неделю доставляя в Таллинне продовольственную помощь на дом людям с ограниченными физическими возможностями.
В день рождения Эстонской Республики, утром 24 февраля, я увидел новости о том, что происходит в Украине. Понаблюдав несколько дней, я решил искать способ как-то помочь в качестве волонтера. В конце февраля по призыву эстонского Красного Креста я решил принять участие в крупнейшей в истории Эстонии гуманитарной кампании – помогал собрать вещи, пожертвованные эстонцами. В течение полутора недель вместе с другими добровольцами я собирал предметы гигиены, постельное белье, подушки, одеяла и одежду, и 14 больших грузовиков отправились в Украину в начале марта. Я общался с волонтером Лаурой Окс, и узнал от нее, что Таллиннский центр приема военных беженцев ищет русскоязычных добровольцев.
Я направился туда на следующий день и сразу же нашел себе применение. В тот момент мне пришлось приветствовать прибывших в Эстонию военных беженцев. Поскольку их было очень много, время регистрации было очень долгим, беженцам, которые только что прибыли в пункт назначения, пришлось ждать своей очереди по 6-8 часов. А на дворе холодное начало марта, минусовая температура на улице, большинство прибывших – женщины с детьми. Я обратился к одному из чиновников Департамента муниципальной полиции и обратил на это его внимание. Офицер прислушался и пригласил волонтеров помогать в регистрации, дело пошло быстрее. В тот день доставили еще четыре регистратора. Меня быстро обучили, и в течение следующих 3 недель я почти каждый день ставил на учет людей. За это время я встретил около 1000 военных беженцев, и у каждого из них была своя история.
- Волонтеры сортируют гуманитарную помощь для украинских беженцев. Foto: Личный архив
И тогда, и сейчас я активен в группе Facebook «Друзья Украины в Эстонии». В какой-то момент администраторы предложили мне присоединиться к их команде, чтобы делиться полезной и важной информацией. Я прикинул нагрузку и согласился. В тот момент, когда я присоединился, у нас было около 18 000 членов. Сегодня это число составляет уже почти 40 000 человек, из которых почти 45% – украинские военные беженцы, а остальные – местные жители. Вместе с восемью активными волонтерами мы просмотрели более 50 000 постов, из которых почти 10 000 были опубликованы в группе.
Цель «Друзей Украины в Эстонии» – обеспечение безопасной среды и оказание немедленной помощи украинским беженцам в Эстонии, прежде всего матерям и детям, бежавшим из Украины. Мы можем помочь одеждой, мебелью, рекомендациями и практической информацией. Мы помогаем и посредничеством в поиске мест для долгосрочного проживания, время от времени разбираем в сотрудничестве с Департаментом социального страхования особые случаи, например, если кого-то выгоняют из дома или речь идет о насилии.
С середины мая я организую семинары для участников нашей группы в сотрудничестве с Эстонской кассой по безработице, инспекцией труда, Департаментом социального страхования, Эстонским центром по правам человека, городскими властями Таллинна и так далее. Во время живого семинара беженцы могут задавать вопросы в прямом эфире, а по окончании презентации докладчик может ответить на них, то есть, помимо теории, получить практическую помощь.
Люди постоянно жертвуют беженцам вещи, мебель и одежду. Заказывают еду курьером для военных беженцев и велосипеды для детей. В марте у нас было в среднем около 300 сообщений в день. Большое спасибо всем волонтерам и всем соотечественникам, которые помогали и продолжают помогать как финансово, так и пожертвованиями вещей или нужной информацией. Спасибо, что заметили и помогли! Сегодня важно продолжать делать это в меру своих возможностей, а не уставать.
После того, как в столичном центре приема военных беженцев прекратилась регистрация людей и вновь прибывших стали направлять в новый Пярнусский пункт приема, центр в Таллинне стал информационным пунктом, и моя помощь там больше не требовалась. Но я чувствовал, что на основе опыта и знаний, которые я получил, я мог бы продолжать помогать людям. И я занялся консультированием военных беженцев в Таллиннском офисе эстонской помощи беженцам на месте, в местах временного размещения по всей Эстонии и по телефону кризисной информации. Начиная с мая, я начал проводить групповые консультации по вопросам адаптации по всей стране, в Таллинне, в Тапа, Тарту, Выру, Пюхаярве, Нарве, Хаапсалу и других местах, даже на Сааремаа.
Цель консультирования – поделиться практической информацией, направить и ответить на возникающие вопросы, расширить круг их знакомств. Был пример, когда две женщины, познакомившись, удивились, что они обе приехали из одной маленькой деревни в Украине, но там знакомы не были, а узнали друг друга только сейчас в Тапа. Мне встречались люди, которые были соседями, и даже однофамильцы, которые, как позже выяснилось, оказывались родственниками. Сегодня я состою в поисковой службе и готов помочь военным беженцам найти пропавших родных.
Волонтерство заняло у меня все время. Ежедневно с утра до полуночи, а иногда и после полуночи. Но в конечном итоге я доволен, потому что знаю, что мои действия помогли многим военным беженцам, которые сейчас находятся в очень сложной ситуации.
Я считаю, что эстонское государство проделало хорошую работу. Очень оперативно принять и разместить такое большое количество людей и при этом оказывать социальную помощь – большое достижение, учитывая возможности нашей небольшой страны. Далеко не все европейские страны смогли предоставить беженцам нормальное жилье, но в Эстонии они живут в отдельных комнатах, а не в спортивном зале вместе с 1000 других людей. Конечно, многое можно было бы сделать по-другому и значительно лучше, но все же власти прислушиваются к жалобам и стараются исправлять ошибки и недочеты.
Но страна не справилась бы так хорошо без помощи добровольцев. Я думаю, что волонтерам нужно уделять больше внимания, замечать и должным образом благодарить. Каждому из нас требуется очень много моральных и духовных сил, чтобы помочь беженцу войны и выслушать его переживания, и государство могло бы в дальнейшем обеспечить психологическую подготовку и поддержку волонтеров. Кроме того, оно могло бы помочь укрепить взаимодействие между разными волонтерскими организациями, создать единую сеть помощи.
Сейчас Кирилл Бадикин работает кризисным специалистом в государственном Департаменте социального страхования, вместе с коллегами консультируя военных беженцев в вопросах краткосрочного размещения и начала самостоятельной жизни на новом месте.