Подавляющее большинство солнечных панелей, которые устанавливают в Европе – китайского производства. Есть вероятность, что китайские компании займут и европейский рынок ветряков, если этому не помешает начатое Еврокомиссией расследование. Не означает ли переход Эстонии к зеленой энергетике зависимость от Китая?
- Enefit Green является одним из крупнейших в балтийском регионе владельцев ветряных и солнечных парков. Foto: Andras Kralla
На прошлой неделе центристская фракция Рийгикогу почти в полном составе побывала на электростанциях и крупных, энергоемких предприятиях Нарвы. Центристы в последнее время все более резко критикуют зеленый переход, и председатель фракции ЦП Лаури Лаатс сказал ДВ, что в нынешнем виде переход на возобновляемую энергию вредит экономике Эстонии и поддерживает экономику Китая.
«Если мы говорим про зеленую энергетику – это ветряки, солнечные панели и, конечно, аккумуляторы, потому что без них вся система нормальным образом не работает. И все эти компоненты мы импортируем, в первую очередь, из Китая», – сказал Лаатс.
Он отметил, что, по его данным, около 80% затрат при строительстве ветряных и солнечных парков – это оборудование и материалы. И если такие проекты субсидируются, то деньги эстонских налогоплательщиков прямо идут китайским фирмам.
Импортозамещение по-европейски
Лаури Лаатс считает, что Эстония по мере перехода со сланца на возобновляемые источники энергии теряет энергетическую независимость и все больше зависит от китайских производителей, которые побеждают в конкуренции благодаря низким ценам.
Мы можем спокойно перейти на зеленую энергию только в том случае, если большинство этих компонентов будет производиться у нас в Европе – хотя бы в Европе.
Лаури Лаатс
председатель фракции Центристской партии
Одна из крупнейших компаний в сфере возобновляемой энергии в балтийском регионе – Enefit Green. У нее 23 ветропарка в Эстонии и Литве, а также 42 солнечные электростанции в Эстонии и Польше. По словам пресс-секретаря Enefit Green Кадри Корстен, ЕС борется с зависимостью от Китая:
«Это правда, что доля Китая в производстве некоторых технологий возобновляемой энергетики в настоящее время значительна. Однако Европейский Союз активно работает над снижением риска зависимости посредством стратегических инициатив и инвестиций».
- Руководитель недвижимости Кренгольма Яанус Микк показывает парламентариям нарвские водопады. Когда-то они приводили в движение станки, теперь для этого требуется электроэнергия. Foto: Николай Андреев
Китайские ветряки пока не добрались до европейского ветра
Старший лектор TalTech, доктор наук в сфере энергетики Игорь Крупенский считает, что серьезной зависимости от китайской продукции в эстонской зеленой энергетике нет.
«Ветряки, которые мы здесь в Эстонии ставим – это Vestas и Siemens Gamesa. Поэтому, я считаю, не совсем актуально говорить, что мы “подсаживаемся” на китайских поставщиков. Другой вопрос, где производятся ветряки, которые нам продают под датскими и немецкими логотипами, – это я затрудняюсь сказать», – сказал Крупенский.
Датская Vestas когда-то была крупнейшим производителем ветряков в мире, но, по
данным Bloomberg, пропустила вперед двух китайских конкурентов, опустившись на третье место (и при этом все равно оставшись единственным европейским производителем в мировом ТОП 5).
Siemens Gamesa сейчас восьмая в мире. Зарегистрированная в Испании компания появилась в результате слияния подразделения Siemens по производству ветряков с испанским конкурентом Gamesa Corporación Tecnológica.
По словам пресс-секретаря Enefit Green Кадри Корстен, в Эстонии, помимо этого, строятся ветряки немецкой Nordex.
В отличие от фотоэлектрических панелей и батарей, производство ветрогенераторов – это область, в которой Европейский Союз превосходит других.
Кадри Корстен
пресс-секретарь Enefit Green
По
данным Reuters, большинство ветряков для ветропарков, строящихся в Европе, поставляют европейские производители. Однако китайские компании начинают мощную экспансию на европейский рынок. Огромные объемы выпуска продукции, вызванные бумом ветроэнергетики в самом Китае, позволяют компаниям из Поднебесной поддерживать низкие цены.
Но весной Еврокомиссия инициировала расследование, чтобы выяснить, нет ли еще одной причины дешевизны: не субсидирует ли китайское правительство свои компании, помогая им выиграть конкуренцию с европейцами?
Два варианта: дорогое или китайское
«Сегодня менее 3% солнечных панелей, установленных в Европе, производятся в Европе. Мы не можем допустить, чтобы то, что произошло с солнечными батареями, повторилось с электромобилями, ветряной энергетикой или микросхемами», –
заявила в апреле этого года вице-президент Европейской комиссии Маргрет Вестагер Хансен.
- Комбинированный парк солнечных панелей и ветряков Enefit Green близ Палдиски. Foto: Andras Kralla
По данным Enefit Green, в прошлом году около 70-80% всего мирового производства солнечных панелей приходится на Китай.
«Такая высокая доля обусловлена обширными производственными мощностями Китая и конкурентоспособной ценовой политикой. Европейский Союз реагирует введением пошлин, чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке», – сообщила руководитель Enefit Green по коммуникациям Кадри Корстен.
Однако введение пошлин грозит удорожанием продукции. По информации
Reuters, в США введение пошлин на китайские солнечные панели привело к тому, что панели на американском рынке подорожали в два раза.
Впрочем, в Эстонии устанавливают панели не только китайского производства.
«Да, у нас есть китайские производители, но есть и производители из Германии, из Польши. Так что, нельзя сказать, что 100% солнечных панелей у нас – из Китая», – сказал Игорь Крупенский.
Спрос на аккумуляторы взлетает
Глобальный рынок хранения энергии, по данным Bloomberg, почти утроился в 2023 году, что является самым большим годовым приростом за всю историю. Рост происходит на фоне падения цен, особенно в Китае, где стоимость систем хранения энергии в феврале нынешнего года была на 43% ниже, чем годом ранее.
Речь не об аккумуляторах телефонов или электромобилей, а о системах хранении энергии для целых городов. Доктор наук по энергетике Игорь Крупенский пояснил для ДВ, зачем они нужны:
«Если у вас есть электростанция, вы можете рубильник включить или выключить, или скорректировать нагрузку. Для солнца и ветра такого рубильника нет. Когда солнце светит, вы будете получать электроэнергию, и нужна ли она вам сейчас, никто не спросит. Поэтому для балансирования таких систем нужны какие-то системы хранения энергии».
- Игорь Крупенский не согласен, что эстонская энергетика становится все более зависимой от Китая.
Данные о том, какова доля Китая на мировом рынке таких систем, разнятся в пределах 45-65%. Reuters
пишет, что ведущий китайский производитель систем хранения энергии (компания CATL) контролирует 40% мирового рынка.
По словам Кадри Корстен, велика доля Китая и на рынке инверторов – еще один необходимый элемент для ветропарков и солнечных панелей.
Альтернативы внутри альтернативной энергетики
По словам Крупенского, большие аккумуляторы для хранения энергии солнца и ветра в Эстонии понемногу начинают устанавливать, и пока их мощности невелики. Но им может быть альтернатива:
«Аккумуляторы – это только один вариант. В Палдиски у нас осуществляется интересный проект
Energiasalv – это насосная гидроэлектростанция. Это будет две емкости с водой и разница высот. Когда у вас избыток электроэнергии, вы воду насосами качаете наверх. А когда вам потребуется электроэнергия, вы используете это как обычную гидроэлектростанцию – вода течет вниз и производит электроэнергию. Здесь тоже нельзя сказать, что мы сильно от кого-то зависим».
«Еще один вариант – из излишков энергии производить водород и потом использовать его как конечный продукт, – добавил ученый. – Я бы не сказал, что здесь только китайские технологии. У нас есть эстонская компания
Stargate Hydrogen, которая это активно развивает».
- Ученый Ян Густав Гролиг из Stargate Hydrogen на технологической конференции в Юлемисте рассказывает о технологии получения водорода, при использовании которой не происходит выбросов углекислого газа. Foto: Ülemiste City Future Forum
Игорь Крупенский отметил также, что для понимания зависимости нужно разделять производство электрической и тепловой энергии (которой в Эстонии тратится больше, чем электрической).
«По тепловой энергии наша независимость, наоборот, увеличивается, потому что мы используем биомассу вместо природного газа, а это наш местный продукт, – сказал Крупенский. – Природный газ никогда в Эстонии не добывали, он всегда закупался – раньше из России, а сейчас он приходит из Америки, из Норвегии, из Катара».
Ресурсы для зеленого перехода – тоже привозные
Еще одна грань «зеленой зависимости» от Китая – стратегические материалы, в том числе редкоземельные металлы. Об этой проблеме не раз
говорил Алар Салусте, руководитель компании R-S Osa, подразделения Ragn-Sells, которое строит под Нарвой завод по добыче карбоната кальция (чистого мела) из сланцевых золоотвалов электростанций.
По его словам, после запуска предприятия в работу из миллионов тонн сланцевой золы можно добывать не только карбонат кальция, но и редкоземельные металлы, которые сейчас экспортируются из Китая.
Как
писали ДВ со ссылкой на Financial Times, китайские компании сейчас контролируют 90% мирового производства редкоземельных металлов и более половины мощностей по переработке кобальтовых, никелевых и литиевых руд, необходимых для производства электромобильных аккумуляторов. Поэтому 14 западных стран, включая Эстонию, создают коалицию по поддержке собственного производства этих стратегических материалов.
В Эстонии производителем редкоземельных металлов является NPM Silmet в Силламяэ, к той же корпорации NPM относится и строящийся в Нарве завод магнитов, который будет потребителем таких материалов.
Похожие статьи
Если проекты по созданию новых ветропарков реализуются, объем ветровой энергии, производимой в Эстонии, удвоится,
пишет ERR. Но загадывать пока рано.
Недавний спад Enefit Green заставил меня задуматься, а буду ли я верить в будущее возобновляемой энергетики, даже если цифры окажутся ниже тех, на которые я рассчитывал.
Под Нарвой, рядом с Балтийской электростанцией появится завод по переработке пластиковых отходов в сырье для химической промышленности. Через три года при поддержке TalTech и Фонда справедливого перехода должна быть запущена пилотная пиролизная установка, после нее – полномасштабная.
На этой неделе внимание ДВ было приковано к Ида-Вирумаа: во вторник редакция ДВ
общалась в Нарве с местными предпринимателями, а на следующий день прошла нарвская экономическая конференция.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.