Важнейшую в году климатическую конференцию COP28 в Дубае посетили 15 эстонских компаний. ДВ спросили их о главных итогах поездки.
«Огромная, порой даже непостижимая площадка, дающая качественные новые связи, которые важнее, чем количество новых контактов», – делится впечатлениями директор по связям с общественностью Rail Baltic Estonia, впервые участвовавшей в Климатической конференции ООН Прийт Прууль.
«У вас могут быть лучшие в мире технологии и блестящие люди, но если вас не знают и, следовательно, вам не доверяют, добиться успеха очень сложно», – объясняет важность присутствия на COP28 председательница совета Ragn-Sells Кай Реало.
Климатическая конференция COP28 формально проходила в Дубае с 30 ноября по 12 декабря, но финальную резолюцию удалось принять только 13-го. После почти двух суток согласований 200 стран
подписались под целью постепенно отказаться от использования угля, нефти и газа. Около 120 стран пообещали утроить использование возобновляемых источников энергии и удвоить энергоэффективность к 2030 году. СOP28 мобилизовала более 85 миллиардов долларов на финансирование борьбы с изменением климата, также был, наконец, создан Фонд для ликвидации ущерба от глобального изменения климата.
- Дубай с 30 ноября по 12 декабря посетили лидеры 160 стран и около 70 000 человек. Foto: UNFCCC
От Эстонии была масштабная делегация, более полусотни человек во главе с премьер-министром Каей Каллас. Кроме того, были представители Министерства климата, МИД, Минэкономики и эстонской столицы. Впервые в эстонскую делегацию вошли бизнес, вузы и другие организации.
Участников отбирало государство. «Для меня было большой честью получить приглашение от эстонского государства принять участие и представить на этой конференции наше решение», – сказал ДВ партнер R8 Technologies Кристо Пеэрна. Его компания занимается контролем за энергосистемами коммерческой недвижимости с помощью искусственного интеллекта.
- Премьер-министр Кая Каллас приняла активное участие в работе COP28. Foto: организаторы эстонской делегации
«Когда мы получили приглашение принять участие в COP28 в составе официальной делегации Эстонии, мы, конечно, очень обрадовались, – рассказывает основатель и генеральный директор KWOTA Райн Вяэна (SaaS-платформа, занимающаяся CleanTech, в частности, сокращением выбросов). – Вначале мы не знали, будет ли полет в Дубай лучшим способом достичь наших целей. Пробыв там неделю, могу с уверенностью сказать, что это одно из лучших мест для установления деловых связей и новых знакомств, которые я видел».
Что такое COP
Климатическая конференция ООН чаще называется Conference of the Parties, сокращенно COP. Ее полное название Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, принятой в 1994 году. Именно здесь в 1997 году, на COP3, был предложен Киотский протокол, поднявший вопрос добровольных обязательств по снижению выбросов и положивший начало торговле квотами на выбросы парниковых газов. А знаменитое Парижское соглашение, поставившее целью не допустить нагревания планеты выше 2 градусов за 100 лет, было заключено на COP21 в 2015 году.
В 2023 году в Дубае прошла уже 28-я по счету COP. Следующая состоится в Азербайджане.
«Сотрудничество между государством и частным бизнесом имеет решающее значение для достижения ощутимых и устойчивых результатов в решении климатических проблем. Решение Эстонии включить предприятия частного сектора в свою делегацию на COP демонстрирует дальновидный подход правительства к решению проблемы изменения климата», – делится собственным опытом директор по маркетингу 1MTN Group Калли Кулла. Группа занимается улавливанием углекислого газа из воздуха, выращивая бамбук на деградированных почвах в Африке, то есть не только борется с изменением климата, но и предотвращает сокращение биоразнообразия, а также способствует более справедливому устойчивому развитию.
Платил бизнес за себя самостоятельно, а кто-то и спонсировал общий павильон.
260 000
евро стоила организация эстонского павильона. Финансирование поделили между собой Министерство климата, МИД и Минэкономики (120 000 евро), частные компании и другие партнеры (120 000), а также город Таллинн (20 000 евро).
«Со временем все окупится»
Ragn-Sells был одним из спонсоров эстонского павильона. «Эстонский павильон на COP позволил всем эстонцам, находившимся в Дубае, сформировать единую команду, которая поддерживала друг друга в поиске контактов и организации встреч, – рассказывает ДВ руководитель Ragn-Sells Кай Реало. – Поскольку эстонский павильон находился рядом со странами Северной Европы – Финляндией, Швецией, Норвегией и Данией – Эстония не осталась незамеченной для всех тех, кто искал контактов с нашими северными соседями. Мы максимально использовали эти связи на площадке – делясь информацией о презентациях и дискуссиях, проходящих в разных павильонах».
- То, что у Эстонии был собственный павильон, – очень важно, считают предприниматели и благодарят его команду за отличную организацию работы. Foto: организаторы эстонской делегации
Деньги, которые Ragn-Sells как группа вложила в COP28, включая поддержку эстонского павильона, обязательно вернутся в виде прибыли в будущем, уверена Реало. «В этом нет никаких сомнений. Я считаю, что Эстония приняла очень правильное решение, сделав собственный павильон. Это дало хороший импульс всем тем эстонским компаниям, которые были в Дубае. Это как в бизнесе – в одиночку мало что можно сделать, работает команда. И было очень здорово видеть, как все эстонцы работают как одна команда».
Конечно, такие мероприятия, как COP28 и EXPO, не для всех, и выгоды, полученные от них, не могут на следующий же день конвертироваться в прибыль. Это как со школой – посещение ее не делает всех лучшими учениками, но что было бы, если бы мы вообще не ходили в школу?
Кай Реало
председательница совета Ragn-Sells
- На стенде Эстонии проходили панельные дискуссии с участием первых лиц государств. Foto: организаторы эстонской делегации
«Конечно, участие в COP28 было сопряжено с расходами – плата за участие, командировочные, проведения мероприятий и встреч», – признает основатель и руководитель проекта Zero Terrain от компании Energiasalv Пеэп Сийтам. Однако, по его мнению, оно того стоит, поскольку гораздо более эффективно для выстраивания связей и получения информации по сравнению с разовыми визитами в разные страны. Благодаря послу Эстонии в ОАЭ Яану Рейнхольду, EAS и экс-президенту Керсти Кальюлайд Zero Terrain удалось добиться отдельной встречи с представителями группы BEEAH, рассказал ДВ Сийтам.
«Эти траты – действительно удачная инвестиция, поскольку мы приобрели как партнеров, хорошо знающих свою сферу, так и потенциальных новых крупных международных клиентов. Не говоря уже о необходимости быть там, где принимаются важные с точки зрения KWOTA решения», – отметил Райн Вяэна. У них тоже была скромная делегация из двух человек – сам Вяэна как основатель и руководитель, и эксперт по углеродным рынкам Яаника Лахт.
«Я в полном восторге от возможностей, которые открывает COP»
«Мы участвовали в панельных дискуссиях и встретились со множеством компаний со всего мира, которые считают, что климатический кризис важен, – ответил ДВ представитель Auve Tech, производящей беспилотные автомобили. – Инновационным эстонским компаниям стоит обратить внимание и на рынок Ближнего Востока. Но для этого нужно узнать местные компании и построить доверительные отношения. Это может быть важнее, чем письменный контракт».
- Общение продолжалось и в неформальной атмосфере. Foto: организаторы эстонской делегации
«Energiasalv представила на COP28 свою новую технологию хранения воды или насосно-гидроаккумулирующей электростанции под брендом Zero Terrain», – рассказал Пеэп Сийтам. Для этой технологии не нужны ни большие реки, ни высокие горы. Компания развивает свой проект в Палдиски. Отправляясь на COP28, она ставила три цели: показать свою технологию другим странам, установить прямые контакты с возможными партнерами и обменяться информацией о новых бизнес-моделях и мерах по поддержке внедрения таких систем. «Мы остались довольны результатами нашего участия в COP28, поскольку достигли всех трех поставленных целей, а также получили совершенно новые идеи по улучшению нашей бизнес-модели», – отметил Сийтам.
У Fibenol, как рассказала ДВ единственная участница COP28 от компании, менеджер по устойчивому развитию Кэтрин Йыги, целей было четыре: рассказать о своей технологии биоэкономики замкнутого цикла (компания производит сахара и целлюлозу из отходов деревообработки), найти новых партнеров и клиентов, напрямую обратиться к политикам и показать узкие места в законодательстве, мешающие «зеленому переходу», и, наконец, узнать о новых тенденциях, инновационных решениях и разработках в области окружающей среды, климата и устойчивого развития.
«Все они были успешно достигнуты, - считает Кэтрин Йыги. - Между компаниями из эстонской делегации тоже наблюдалась синергия, то есть благодаря COP определенно началось некоторое сотрудничество между эстонскими компаниями». Она передает «низкий поклон всем тем, кто способствовал организации эстонского павильона, и благодаря кому эстонские зеленые технологии, инициативы и решения смогли быть представлены на большой сцене».
Точно оценить выгоду для Fibenol можно будет спустя некоторое время. Но побывать там определенно стоило!
Кэтрин Йыги
менеджер по устойчивому развитию Fibenol
«Связи, установленные и закрепленные на COP, неоценимы. Они превосходят любое другое общение или событие – часто в нормальных условиях на создание таких связей уходят годы, – комментирует Калли Кулла из 1MTN. – В ближайшие месяцы мы станем свидетелями ощутимых преимуществ COP для нас».
R8 Technologies хотела представить на конференции свое решение, позволяющее снизить выбросы парниковых газов. «Мы представили наш продукт и обменялись контактами, чтобы расширить влияние нашей технологии и выйти на новые рынки», – делится итогами Кристо Пеэрна.
- Foto: организаторы эстонской делегации
«Rail Baltica является самым масштабным устойчивым транспортным проектом в нашем регионе, – объясняет Прийт Прууль. – Наша цель, помимо обычной презентации проекта, в реализации которого помогла и панельная дискуссия, организованная на высоком уровне в эстонском павильоне (канцлер Министерства климата, министры транспорта Латвии и Литвы, а также директорат Комиссии по мобильности и транспорту Еврокомиссии), состояла в том, чтобы поддержать важные контакты с лицами, принимающими решения на государственном уровне и в ЕС, и завязать новые контакты с заинтересованными сторонами, включая различные международные организации. Для проекта Rail Baltica важно создать коалиции и найти поддержку для устойчивого финансирования экологически чистой железнодорожной инфраструктуры». От Rail Baltica в Дубае было два человека из Эстонии и один из Латвии.
«Основная цель Ragn-Sells заключалась в том, чтобы представить решения в области экономики замкнутого цикла, в том числе крупнейший климатический проект в Европе, который позволяет производить карбонат кальция из эстонской угольной золы, получая сырье для производства, например, пластиковых окон и напольных покрытий. Есть и другие технологии, и мы нашли заинтересованных заказчиков», – говорит Кай Реало.
«Если сравнивать с миром стартапов, то я в этом году участвовал также в WebSummit в Португалии – одной из крупнейших IT-конференций в мире с 70 000 участников. Должен признать, что COP28 был определенно более полезным для KWOTA и для меня лично. Статус совсем другой. Если COP28 – действительно место встречи топ-менеджеров, то Web Summit был больше ориентирован на менеджеров среднего звена и специалистов», – рассказал Райн Вяэна. KWOTA подписала деловое соглашение, которое будет плотно обсуждать уже в первом квартале 2024 года.
«Помимо коммерческой выгоды, важно улучшение репутации KWOTA, поскольку, находясь вместе со страной на крупнейшем в мире мероприятии, посвященном вопросам окружающей среды, гораздо легче общаться с крупными компаниями и представителями государств и на самой конференции, и в будущем. Я в полном восторге от возможностей, которые открывает COP28», – признался Вяэна. Он также выразил особенную благодарность команде эстонского павильона, которая «проделала просто огромную работу, поддержав всех гостей и создав лучшие условия».
Что решили на COP28
Принять итоговое заявление с формулировкой о полном отказе от ископаемого топлива участники не смогли. Финальная компромиссная формула – «переход от ископаемого топлива».
«Никто точно не понимает, что это. Как он будет происходить, в течение какого времени и кто заплатит», –
пишет эксперт по атомной энергетике, сопредседатель экологической группы «Экозащита!» Владимир Сливяк.
«Конференцию COP28 можно считать более успешной, чем ожидалось, – впервые был достигнут глобальный консенсус о необходимости отказа от ископаемого топлива и отказа от его использования», – оптимистично подытоживает Министерство климата Эстонии.
«Учитывая, что за столом было так много разных стран, а помимо войны в Украине разразился еще и конфликт Израиль-Газа, результат значителен», – отметила заместитель канцлера по зеленым реформам Министерства климата Кристи Клаас.
Среди приемлемых для использования технологий оказались CCS (улавливание и хранение CO2) и атомная энергия. «Это плохо, потому что и то, и другое ведет к неэффективности и более медленному отказу от ископаемого топлива», – категоричен Сливяк.
Похожие статьи
Мы субсидируем уничтожающую нас экономическую деятельность на сотни миллиардов долларов в год. Простое ее сокращение на треть могло бы значительно спасти природу, заявил известный экономист и профессор Колорадского Университета Эдвард Барбье.
Депутаты Рийгикогу раскритиковали зеленый переход во время выступления на конференции в Нарве. По их мнению, он не соответствует законам физики, а решения, принимаемые для его достижения, являются истерическими.
В то время, когда государство ищет места для экономии, а налоги растут, Министерство климата заказывает выставки на десятки тысяч евро, пишет
Postimees.