Таллиннский режиссер Иван Соколов учил желающих «печатать» собственные деньги в Нарве, на мастер-классе во время бизнес-дня фестиваля Station Narva. Как оказалось, речь шла о создании токенов.
- Иван Соколов объясняет свое понимание природы денег с помощью игрушечной купюры из «Монополии». Foto: Николай Андреев
Соколов успешно снимал рекламные ролики, но почти десять лет назад увлекся технологией блокчейна и создал несколько стартапов – часто довольно бессмысленных с коммерческой точки зрения, но очень неожиданных с творческой.
Иван Соколов создает NFT – невзаимозаменяемые токены на блокчейне, которые могут использоваться как своего рода сертификат на владение цифровым товаром. Сейчас знаменитые художники превращают свои картины в такие токены и продают их коллекционерам. Но буквально несколько лет назад, вспоминает Соколов, невозможно было объяснить художникам, что это такое, и почему за это кто-то будет платить реальные деньги.
«Монеты» собственной чеканки
На мастер-классе в Нарве Иван Соколов объяснял участникам, что такое обычные токены – не NFT. В качестве примера он приводил игрушечные деньги из «Монополии», которые имеют свою ценность – но только во время игры и только для игроков.
Деньги – это способ общения, считает режиссер и создатель криптостартапов.
«Мы находимся в уникальном моменте времени, где каждый на блокчейне может выпускать свои "деньги". Естественно, с поправкой, что не нужно на них смотреть как на способ обогащения. На них нужно смотреть как на способ коммуникации. Когда мы передаем друг другу деньги, мы передаем еще и какой-то месседж. И в рамках закрытых комьюнити этот месседж может быть любым».
«Мы с моим сыном, когда он был в третьем классе, выпустили NFT-коллекцию, – рассказал Иван Соколов. – Он заработал 200 евро. Мне кажется, для ребенка это потрясающая история. Естественно, эти токены я сам продавал своим друзьям. Но их покупали не потому, что они классные, а потому, что хотели выразить моему ребенку респект».
Участники нарвского мастер-класса придумали два способа использования собственных токенов – Котэкоин можно использовать, чтобы отблагодарить людей, спасающих бездомных кошек, а Парккоин – чтобы люди могли сдавать друг другу в аренду свои парковочные места.
Коммерчески бессмысленный проект опередил бум NFT
Иван Соколов рассказывает, что снимал арт-хаусные фильмы, но не был в этом успешен, и больше занимался съемкой корпоративных видео, например, рекламы. У него две серебряные награды международного конкурса корпоративных фильмов Cannes Corporate & TV Awards, который проходит в Каннах.
В криптотусовку, рассказывает Иван, он попал случайно. Работал в команде создателей криптокошелька Freewallet, потом был директором продукта при создании криптобиржи Changelly.
«В какой-то момент мне все это стало очень скучно, потому что я не люблю деньги, – рассказал Иван Соколов. – Фидбэк в виде "пользователи занесли нам несколько миллионов долларов" мне не дает дофаминового и серотонинового всплеска. Наоборот, на меня это давит – ответственность, какие-то люди несут деньги… Фу! Поэтому я отстранился, внутри этой же компании мне позволили самовыражаться, я открыл свою студию.
Мы долгое время занимались странной фигней. Даже студия у нас называлась "Шизополис". Тогда появился Ethereum, сначала как валюта, потом в нем появились смарт-контракты. Я думал, как соединить кино и криптовалюты, и придумал проект Deus ETH. Это был очень успешный проект, но очень маленький.
Мы первыми создали шоу на смарт-контрактах. Слова NFT тогда еще не было. Мы создали 50 персонажей и продали их как токены. Дальше мы создали сериал из десяти эпизодов, в каждом эпизоде какое-то количество персонажей умирали, и никто не знал, кто именно умрет».
90% денег, которые пользователи заплатили команде создателей, в итоге получили владельцы трех выживших персонажей. Режиссер отмечает, что проект невозможно было масштабировать, поскольку он был интересен только владельцам персонажей – а это всего 50 человек. И сейчас у большинства видео этого проекта на YouTube от 50 до 90 просмотров.
«Коммерчески офигенно бессмысленный проект, – говорит Иван Соколов. – Но было очень прикольно. В одном эпизоде было аудио, в другом – комикс. Был важен не формат, а то, что есть какое-то сопереживание искусственному персонажу, который токенизирован».
После этого начался первый бум NFT, команда выпустила еще три шоу, но бум прошел, и этот рынок замер.
После, в 2017-2018 году, Иван с командой создал, как он говорит, самый смешной проект – NFT-маркетплейс. Художникам предлагали сделать из их произведений NFT-токены и продавать их покупателям. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда все говорили, что это какой-то криптоскам, а, может быть, даже пирамида.
«Мы пытались продать эту идею двадцати художникам, бедным, у которых нет денег. Но они говорили – нет, мы не хотим», – вспоминает Иван Соколов.
Через три года после того, как этот проект забросили, случился второй бум NFT, маркетплейсы NFT на некоторое время стали крупным бизнесом, и даже «выжившие» персонажи из прежних проектов стали предметом коллекционирования и сильно подорожали.
«Мы на этом тоже ничего не зарабатывали, поскольку мы принципиально не оставляли себе ни одного персонажа», – вспоминает режиссер.
Но здесь Иван Соколов заметил, что в NFT-пользователи хотят увидеть какую-то историю, и создал новый проект, которые превращает в токены новости на порталах:
«Я подумал, почему бы не создать некий децентрализованный музей цифровых событий с помощью NFT? Мы договорились с Cointelegraph – это одно из крупнейших мировых СМИ о крипте – что мы сделаем для них такую коллекцию, где каждый пользователь сам будет решать, какие новости превращать в NFT, и за счет этого будет создаваться альтернативная колонка новостей, отобранных пользователями».
Старые новости, превращенные в токены, тоже стали предметом коллекционирования.
«Удивительный социальный проект, – считает Иван Соколов. – С коммерческой точки зрения, наверное, не такой успешный, как хотелось бы – как всегда в моем случае. Но сама идея, мне кажется, грандиозная. Смотреть на каталог, которые люди создали, превращая новости в NFT, – для меня это очень красиво».
Индустрия NFT на пути к скуке
Рассуждая о будущем технологии NFT-искусства, Иван Соколов приводит в пример обычные криптовалюты:
«Три или четыре года назад на конференции по крипте приходили люди с горящими глазами. А сейчас приходят люди в пиджаках, которые обсуждают довольно унылые и скучные вещи о том, как финансовый мир должен интегрировать это все в свои системы».
«Все существует хайп-циклами, – добавляет он. – После завышенных ожиданий будет спад. Потом появится "плато продуктивности", где все скучно и спокойненько развивается. А люди, которым нравятся инновации, нравится, когда нет правил – они переходят из одного проекта в другой, пока не стареют и не открывают какой-нибудь… ресторанчик на Сааремаа».
Похожие статьи
Игорь Кинг построил успешную карьеру маклера в Таллинне и решил покорять новые горизонты в Дубае, где он продает квартиры и виллы. Он подробно расскажет о плюсах и минусах инвестиций в рынок недвижимости Дубая.
Основанная и до сих пор функционирующая в Беларуси компания SoftSwiss, один из лидеров рынка технологических решений для онлайн-казино, продолжает работать и в Эстонии. В 2019 году белорусы выкупили фирму KingsWin Online OÜ и вместе с ней получили эстонскую национальную игорную лицензию.
Налоговый долг компании превышает 350 тыс. евро
Стартап в области налоговых и таможенных технологий Eurora Solutions, у которого летом образовалась большая налоговая задолженность, сокращает 111 сотрудников по всему миру. 80 из них – в Эстонии.
Оценка стартапа Imbue, создающего языковые модели для инструментов искусственного интеллекта, перевалила за 1 млрд долларов США после очередного раунда привлечения финансирования, в котором поучаствовала в том числе корпорация Nvidia.
Приоритет каждой организации – это безопасность труда и ее сотрудника, ведь безопасная рабочая среда предотвращает травмы и обеспечивает производительную, эффективную работу. Очень важно выбрать для работника специальную подходящую обувь, исходя из анализа рисков конкретной компании. Какие факторы следует учитывать при выборе обуви, рассказывает Мартин Локк, заведующий магазинов спецодежды и СИЗ Grolls.